Skip to content

Рок-опера от ВИА «Ариэль»

Ансамбль «Ариэль», за свою более чем полувековую историю несомненно стал визитной карточной Южного Урала.

За первые годы своего существования челябинский ансамбль «Ариэль» стремительно прошел сразу несколько творческих этапов. Самодеятельные музыканты начинали с исполнения битловских песенок , потом на музыку Леннона-Маккартни накладывали свои тексты.

Затем перешли к биг-биту собственного сочинения и, несмотря на успех, поняли, что выросли из его тесноватых рамок .

Музыканты ушли от битловского копирования в арт-рок на основе русских народных песен, чем удивили уже весь СССР. И немедленно обратили на себя внимание лучших композиторов страны. Для «Ариэля» специально писали Раймонд Паулс, Александр Зацепин, Александр Морозов. Их усилиями оригинальный челябинский прогрессив-фолк сменился на набор отменных поп-шлягеров: «На острове Буяне», «В краю магнолий», «Баба-Яга».

Всесоюзная слава побудила коллектив замахнуться на большие музыкальные формы — было принято решения написать и поставить рок-оперу.

Следует напомнить, что в 70-е годы 20 века мировой арт-рок был представлен такими гигантами, как Emerson Lake and Palmer, King Crimson, Pink Floyd ( читается Эмерсон Лэйк энд Палмер, Кин Кримзн, Пинк Флойд), сложность музыкальных форм и уровень исполнения которых были очень высоки.

Первая рок-опера вышла у «Ариэля» уже в 1978 году и называлась она «Емельян Пугачев».

13 декабря «Емельян Пугачев» сделал то, что не удалось совершить 200 лет назад казачьему атаману – взял Москву.

В клуб Московского Государственного Университета лидер группы Валерий  Ярушин и администратор ансамбля Юрий Белишкин ,позже работавший с группой «Кино», собрали весь бомонд: чиновников из Союзконцерта и Госконцерта, композиторов Никиту Богословского и Александра Журбина, авторитетных журналистов. Среди зрителей была замечена  Алла Пугачева! 

Музыканты  старались, ведь это была первая отечественная рок-опера, поставленная силами одного ансамбля из шести человек.

По окончании выступления Журбин поздравил коллектив с успехом, Алла Пугачева очень хвалила  рок-оперу, а за кулисами после премьеры хлопала по плечу Льва Гурова, который исполнял роль Емельяна Пугачева и с усмешкой его называла Батей.

С «Пугачевым» «Ариэль» проехал весь Советский Союз, дав по всей стране 274 представления. И везде челябинскую рок-оперу принимали отлично.

Жаль,что до записи на государственной фирме граммзаписи «Мелодия» дело так и не дошло.

По материалам Романа Грибанова