В 1990 году, на исходе антиалкогольной кампании, очень неоднозначной по своим результатам, в Челябинске разразился «винный бунт».
Мужчины, отчаявшиеся раздобыть спиртное, бесчинствовали на улицах, громя магазины. Три дня подряд толпа собиралась в послеобеденные часы и буйствовала до утра. Большой удачей явилось отсутствие человеческих жертв.
В стране завершалась перестройка, также очень неоднозначная по своим результатам. Советская милиция находилась тогда в затруднительном положении — перестройка разрушала привычные стереотипы, даже у профессиональных юристов смешались представления о том, какие меры пресечения в каких случаях законны, а какие нет;
Пресса же, обретя нежданную свободу, но не успев обрести зрелость, принялась наперегонки критиковать всё и вся.
Если ранее хулиганские действия милиция быстро пресекала отработанными методами, то теперь приходилось оглядываться на предсказуемо негативную реакцию журналистов и на непредсказуемую реакцию служебного и партийного начальства.
Растерянность, овладевшая умами милиционеров, чекистов и военных, то и дело приводила к параличу власти и разгулу антисоциальных действий.
В те дни челябинские органы правопорядка остро нуждались в оперативном нестандартном решении, и оно было найдено.
Специалистами по социальной психологии было рекомендовано раздобыть и начать демонстрировать по местному телевидению какой-нибудь захватывающий зарубежный триллер, предваряя и сопровождая его показ интенсивной рекламой.
Сегодняшнее молодое поколение, выросшее в интернете с трудом улавливает изюминку такого решения.
Но выросшие в СССР люди помнят аскетическое советское телевидение, где самым эротичным зрелищем, пожалуй, было фигурное катание, а самым динамичным — футбольный матч внутреннего чемпионата.
В домах немногих тогдашних состоятельных людей уже появились видеомагнитофоны, также сложился подпольный рынок видеокассет.
Это позволило милиции провести операцию с необходимой быстротой.
На четвертый день после начала опасных событий в городе было широко разрекламировано начало показа необычайного для советских телезрителей многосерийного эротического боевика — и толпа на улице больше не появлялась.
Сегодня правоведы могут указать на нарушения авторских прав при проведении операции по пресечению массовых беспорядков. Но, думаю, все согласятся:(..) важнее то, что удалось избежать дальнейших беспорядков, новых разрушений и возможных человеческих жертв.
По материалам Акопа Назаряна
Podcast: Play in new window | Download