Skip to content

Город золотой

Слушателям радио Искатель не нужно представлять эту мелодию.

Ее настоящая история уходит своими корнями в 1972 год, когда советская фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила  альбом «Лютневая музыка 16-го — 17-го веков» с именем Владимира Вавилова на обложке.

Пластинка содержала 10 композиций, среди них были известные сегодня Аве Мария Джулио Каччини и Ричеркар Николо Негрини.

Главным было то, что за исключением двух треков, настоящим автором средневековой лютневой музыки был именно Владимир Вавилов — гитарист-семиструнник и композитор без музыкального образования.

Полагая, что сочинения безвестного самоучки с банальной фамилией Вавилов никогда не издадут,  он очень хотел, сделать свою музыку известной. Так появилась представленная в худсовет мистификация, в которой Вавилов приписал собственные мелодии музыкантам эпохи Ренессанса.

Осталось невыясненным до сих пор, записана ли лютня на этом альбоме. Ведь школа игры на этом средневековом инструменте была практически утрачена. Или же это был вандерфогель — немецкая лютневая гитара, которой Вавилов отлично владел.

Через год после выхода пластинки Владимир Федорович скончался. А мелодиям с пластинки еще только предстояла большая известность.

Примерно в то же время один из треков,  «Сюита для лютни: Канцона и Танец»,  Франческо Да Милано, привлек внимание ленинградского поэта Анри Волохонского. Гуляя по городу, он однажды сочинил строчки ложащиеся на мелодию Канцоне.

Над небом голубым
Есть город золотой
С прозрачными воротами
И яркою стеной

Волохонский передал слова и музыку своему другу и соавтору Алексею Хвостенко, который и стал первым исполнителем песни.

 

Песня получила простое и емкое название «Рай» — ведь Волохонский заимствовал образы для стихотворения из ветхозаветных преданий.

От Хвостенко песню услышала Елена Камбурова. Она стала вторым ее исполнителем. Песня  в собственной редакции звучала  на протяжении многих лет.

 

К слову сказать, Борис Гребенщиков впервые спел эту песню лишь в 1986-м году.

В его интерпретации «Город» кардинально поменял свое расположение и оказался под небом, видимо, в силу особенностей религиозного мировоззрения.

«Царство Божие находится внутри нас, и поэтому помещать Небесный Иерусалим на небо как бы  бессмысленно»,

— прокомментировал такую рокировку сам БГ.

 

За прошедшие годы песня получала новые названия и исполнителей. Она зазвучала на иврите и английском.

 

Песня-мечта о Золотом Граде, бог знает каким чудом родившаяся в Стране советов? продолжает звучать уже более 50-ти лет.

 

____________________________________________________________

По материалам Искусство