Skip to content

Панорама Транссиба — VR в акварели

17 марта 1891 года был объявлен Высочайший рескрипт императора Александра Третьего о строительстве Сибирской дороги с двух концов — от Урала на западе и Владивостока на востоке.

Еще в начале строительства было решено помимо технической и фотографической документации запечатлеть художественную панораму возведения магистрали.

Летом 1894 года руководство Управления строительством Сибирской железной дороги предложило художнику Павлу Яковлевичу Пясецкому написать картину — панораму Сибирской железной дороги. Оговаривалось, что законченная работа должна иметь вид непрерывной картины-ленты шириной не менее 54-х см, быть исполненной акварельными красками, назывались пункты местности для зарисовки, а также какую помощь в предоставлении транспорта должна оказать художнику железная дорога.

Невиданная по масштабу работа продолжалась 10 лет, в течение которых летом и ранней осенью художник выезжал на очередной строящийся участок дороги. Ему был выделен специальный вагон-мастерская. Доезжая до места назначения, он нередко покидал вагон, перемещаясь в экипаже, верхом или на велосипеде — так можно было добраться до самых отдаленных участков трассы

В девяти рулонах длиной от 54-х  до 127-ми метров Пясецкий сумел предельно сжать огромное пространство – 9288 километров — и в то же время запечатлеть самое главное: большие города Челябинск, Омск, Томск, Красноярск, Чита чередуются с поселками и маленькими станциями, полустанками и разъездами. Городские улицы, площади, архитектурные памятники, местные промыслы и ремесла, жанровые сцены — ничто не ускользало от внимательного взора художника. В мельчайших деталях он зарисовал и сам процесс строительства- прокладку рельсов, наведение переправ, сооружение мостов.

Панорама начинается Самаро-Златоустовской веткой, соединяющей европейскую Россию с Западно-Сибирской линией. Здесь преобладают мастерски выполненные горные пейзажи уральского хребта, прорезанного живописными реками.

Ну, а собственно Сибирская магистраль берет начало от Челябинска. Почти до Красноярска это преимущественно равнинный пейзаж, на фоне которого перед зрителем разворачивается панорама великой стройки. В художественное повествование автор вплетает интерьеры вагонов или дорожную церковь, а иногда просто декорирует панораму богатой степной растительностью, мастерски передавая краски дня и ночи.

Основная часть работы была завершена к 1900-му году. И в том же году детище Пясецкого было представлено на Всемирной выставке в Париже

Для демонстрации картины был построен специальный павильон с тремя вагонами, включающими салон, спальные места и столовую. Посетители, а точнее «пассажиры» этого виртуального поезда заходили в вагоны, рассаживались по местам и просматривали панораму через окна. Зрители занимали места в вагонах, и акварельная лента перематывалась за окном, создавая полную иллюзию путешествия по Транссибу.

Специальные установки имитировали тряску вагонов при  движении поезда. Движущаяся панорама состояла из нескольких движущихся слоёв объектов и картин. Ближайшими объектами были песок, камни и валуны на горизонтальной полосе, движущаяся со скоростью 300 метров в минуту. Далее на низком движущемся экране были нарисованы кусты. За ним экран с картинами двигался со скоростью 40 метров в минуту. Последний экран с размерами 7 на 105 метров являлся собственно акварельным полотном с пейзажами и двигался медленнее всего – 5 метров в минуту.

Так, с помощью 4-х экранов создавалась картина движения.

В конце виртуального пути зрители выходили в двери вагона с другой стороны и попадали в Китайский павильон.

Надо ли говорить, какой фурор произвела на выставке и сама картина, и предложенная технология ее демонстрации.

Панорама Транссиба была заслуженно удостоена золотой медали Всемирной выставки, а Павел Яковлевич Пясецкий — ордена Почетного легиона.

По материалам Русский контур