Skip to content

Каторжная академия

Восстание декабристов на Сенатской площади состоялось 14 декабря 1825 года в Санкт-Петербурге. Это было одно из первых хорошо организованных восстаний в Российской Империи. Оно было направлено против укрепления власти самодержавия.  Революционеры пропагандировали важный политический тезис той эпохи – отмена крепостного права.

Как известно, восстание оказалось подавленным. Царский суд повесил пятерых самых активных  его участников, а остальных приговорил к ссылке в Сибирь, в Забайкалье.

Император Николай Первый планировал таким образом не только наказать мятежников по всей строгости закона, но и заодно обречь их на культурную смерть. Ведь на рудниках не имелось университетов, школ и библиотек, да и доступ к информации с воли был крайне скудным.

Однако, каторжане сумели не только приспособиться к суровым условиям существования, но даже научить чему-то новому забайкальских аборигенов. Именно от декабристов местные жители узнали, что такое картофель, яблоки, дыни и арбузы. Ссыльные ухитрялись выращивать в теплицах и парниках даже южные плоды, о которых в Сибири и не слыхивали. Декабрист Андрей Андреев выстроил мельницу, а Константин Торсон – молотилку.

Декабристы собрали научный кружок и начали преподавать друг другу разные дисциплины. Свое начинание они с иронией называли «каторжной академией».

Каждый «академик-каторжанин» вел тот предмет, который лучше всего знал. Лекции по анатомии читал выпускник Медико-хирургической академии Фердинанд Вольф, высшую математику преподавал топограф Павел Бобрищев-Пушкин, в философии был силен Евгений Оболенский, ну а выучить английскому языку своих собратьев по несчастью вызвался Николай Бестужев.

А еще с согласия властей каторжане основали начальную школу для местных детей. Обучали в ней не только чтению и азам арифметики, но даже музыке. Некоторые из воспитанников декабристов потом успешно поступали в университеты.

Но больше всего местные жители  уважали декабристов за врачевание. Какая бы болезнь ни приключилась – за помощью шли к ссыльным. Один из сибиряков, многому научившийся у каторжан, вспоминал о декабристе Артамоне Муравьеве так:

«В деревушке он скоро сделался общим благодетелем; претендуя на знание медицины, он разыскивал сам больных мужиков и лечил их, помогая им не только лекарствами, но и пищею, деньгами, – всем, чем только мог».

Что касается самой «каторжной работы», то она ссыльных особо не напрягала.

После десяти лет каторжных работ декабристы обязаны были поселиться в Забайкалье навсегда. Николай Александрович Бестужев открыл мастерскую по ремонту часов, Фердинанд Богданович Вольф – аптеку, а Сергей и Мария Волконские организовали домашний театр и регулярно ставили спектакли.

Лишь в 1856 году декабристам вышла амнистия. Александр Второй позволил ссыльным возвратиться в столицы, но сорваться с обжитого места захотели не многие. Кто-то обзавелся крепким хозяйством, вырастил в Сибири детей, а кто-то просто не дожил до свободы, которая должна была «радостно» принять его у входа в рухнувшую «темницу».

По материалам Русский контур