Skip to content

Детская железная дорога

В челябинском парке культуры и отдыха имени Гагарина уже более семидесяти лет работает удивительный аттракцион — детская железная дорога. Ее длина составляет около шести километров. Узкоколейное полотно дороги шириной 750 миллиметров пролегает среди уникального памятника природы — реликтового соснового бора.

Большинство ее сотрудников – проводники, ревизоры и даже начальник станции – дети средних и старших классов. Перед тем, как попасть на работу , ребята в течение учебного года получают необходимые знания. Главное  — это техника безопасности. Любой из здешних школьников назубок расскажет, что можно и что запрещено на железнодорожной станции.

Дорогу строили заново три раза. Первый ее пуск был запланирован на август 1941 года, но начавшаяся война совала все планы. Рельсы и подвижной состав разобрали и отправили на нужды фронта.

Второй раз, уже успешно, дорогу построили после войны. Ее открытие состоялось в 1949 году. На тот момент детская железная дорога представляла 700  узкоколейки, соединявшей две тупиковые станции — имени Павлика Морозова и разъезд №1. Подвижной состав состоял из паровоза 159-й серии и четырех открытых вагонов.

Все советские годы развитие детской железной дороги шло по нарастающей. Строились новые станции. Паровозы сменили дизельные локомотивы ТУ2 (Тэ-У-2) и современные вагоны. За годы работы Детская железная дорога перевезла миллионы отдыхающих и стала настоящей железнодорожной кузницей кадров.

Разруха 90-х , не обошла стороной и детскую железную дорогу. К 1995-му году аттракцион практически  не работал, летний сезон 96-го года так и не открылся, встал вопрос о закрытии дороги. Тепловозы отправились на заработки на Белорецкую узкоколейку, а заброшенное путевое хозяйство растащили на металлолом и кирпичи  местные несознательные граждане.

В 1997 году детскую железную дорогу возглавил новый энергичный начальник Анатолий Ерёменко, а муниципалитет  Челябинска оказал софинансирование. И  уже 20 мая того же года дорога вновь заработала. Правда, по началу лишь частично. За год были восстановлены разрушенные станции  и отремонтированы все тепловозы. Детская железная дорога вернулась в строй.

В 2008 году дорога прошла очередную реконструкцию. Появились новые станции, а  ее длина составила без малого 6 километров . Сегодня это одна из самых развитых и протяженных детских железных дорог.  Новые локомотивы таскают два поезда: Южноуралец и Юность.

Посещая Челябинск, вам совершенно необходимо хоть раз прокатиться в небольшом нарядном вагончике от Станции Звездная до Солнечной и обратно. Позитив гарантирован!

По материалам редакции радио Искатель