Skip to content

Король танков Исаак Зальцман

Танкоград – город, которого не было на карте. Такое имя Челябинск получил в годы Великой Отечественной войны, когда вместо тракторов на его заводах стали выпускать танки. Каждая пятая машина, выпущенная для фронта, была сделана в Челябинске.

Массовое производство танков было освоено всего за 33 дня. За этим нереальным сроком стоял управленческий гений Исаака Моисеевича Зальцмана.

Начало Войны Зальцман встретил в должности директора Кировского машиностроительного завода в Ленинграде.

В 1941 году завод находился практически на линии фронта, всего в четырех километрах от врага. Все цеха были заминированы, чтобы в случае прорыва оборудование не досталось фашистам. В цехах рвались снаряды, завод бомбили, стоял страшный грохот, земля горела под ногами, но никто не покидал своего рабочего места.

Тогда же началась эвакуация завода в Челябинск, где Зальцману было поручено создать тот самый Танкоград, используя мощности местного тракторного завода.

Для этих целей в Челябинск перебазировали не только Ленинградский Кировский, но и еще восемь заводов. Во главе этой индустриальной махины встал Зальцман.

За месяц перестроить завод на выпуск новой машины — такая задача считалась невыполнимой.

Не скрывал этого и сам Зальцман.

На первом собрании перед заводчанами он заявил:

Задача, которая поставлена сейчас, не имеет себе равных. В ЦК партии мне так и сказали: “Да, технически невозможно. Но Родине это нужно, и вы должны это сделать”.

Наладив производство тяжёлых танков КВ (Кэ-Вэ),  Зальцман отправился в Нижний Тагил, где с так же успешно перестроил работу местного завода на выпуск танков Т-34.

Возвратившись в Челябинск уже в должности Народного комиссара танковой промышленности СССР, Зальцман наладил там производство танков ИС-2.  (И-Эс-2)

Под девизом «Станок – оружие, участок – поле боя» рабочие бригады сделали невозможное, выпустив за годы войны 18 тысяч танков и самоходных артиллерийских установок, а также 45 тысяч танковых двигателей.

Это были годы каторжного труда рабочих, собиравших танки на пределе человеческих возможностей – они не покидали завод неделями, а порой собирали двигатели даже за стенами цехов, зимой, на сорокаградусном морозе.

Успехи Зальцмана часто вызывали непрязнь со стороны других высокопоставленных советских чиновников. Выслушивать упреки и доносы в адрес Зальцмана Сталину приходилось весьма часто, но каждый из них он подытоживал словами:

«Вы забыли добавить еще один недостаток – Зальцман умеет делать танки».

По окончании войны «Король танков», генерал-майор инженерно-танковых войск Исаак Зальцман был оставлен в Челябинске для перестройки завода на производство тракторов.

Стране нужно было восстанавливать сельское хозяйство, и с заводов вновь стали требовать продукцию, словно в военное время. Рабочие Зальцмана, отдавшие все силы войне, с поставленными планами не справлялись и все громче и громче высказывали недовольство.

Зальцман как мог решал текущие проблемы работников, связанные с жильем, одеждой, отдыхом и питанием. Но он стоял во главе семидесяти-пяти-тысячного коллектива и помочь каждому был просто не в состоянии.

Комиссия партийного контроля в Москве поставит в список  прегрешений Зальцмана и «зазнайство» по отношению к рабочим, и «политически бесчестные связи» с Еврейским антифашистским комитетом. Обвинений было более чем достаточно, но инициированы они были, конечно же, не жалобами рабочих.

Набирало обороты так называемое Ленинградское дело и  от Зальцмана  хотели добиться показаний против некоторых высокопоставленных партийных руководителей. Но он отказался. Исключение из партии для таких несговорчивых, как известно, было лишь первой ступенью в бездну. Дальнейшая его судьба зависела только от Сталина.

По легенде Сталин, раздумывая над судьбой Зальцмана, спросил: А кем он начинал?  Узнав, что мастером смены, Сталин распорядился: Ну и пошлите его куда-нибудь мастером на завод.

В Муроме,  куда Зальцмана отправили в ссылку, он пришелся ко двору новому коллективу и продолжал  активно работать. Имея отличное чувство юмора, опальный Исаак Моисеевич любил приходить в выходной день в парадной форме в ресторан и заказывать три стопки по сто грамм: за Героя Зальцмана, за генерала Зальцмана и за наркома Зальцмана.

В 1955-м году Исаак Зальцман был реабилитирован и вернулся в Ленинград на должность директора механического завода.

На пенсию Исаак Моисеевич вышел лишь за два года до своей смерти в 1988 году.

Говорят, все это время он мечтал вновь побывать в Челябинске, но ехать частным порядком не хотел и ждал приглашения от завода, но так и не дождался.

По материалам seminon600