Танкоград – город, которого не было на карте. Такое имя Челябинск получил в годы Великой Отечественной войны, когда вместо тракторов на его заводах стали выпускать танки. Каждая пятая машина, выпущенная для фронта, была сделана в Челябинске.
Массовое производство танков было освоено всего за 33 дня. За этим нереальным сроком стоял управленческий гений Исаака Моисеевича Зальцмана.
Начало Войны Зальцман встретил в должности директора Кировского машиностроительного завода в Ленинграде.
В 1941 году завод находился практически на линии фронта, всего в четырех километрах от врага. Все цеха были заминированы, чтобы в случае прорыва оборудование не досталось фашистам. В цехах рвались снаряды, завод бомбили, стоял страшный грохот, земля горела под ногами, но никто не покидал своего рабочего места.
Тогда же началась эвакуация завода в Челябинск, где Зальцману было поручено создать тот самый Танкоград, используя мощности местного тракторного завода.
Для этих целей в Челябинск перебазировали не только Ленинградский Кировский, но и еще восемь заводов. Во главе этой индустриальной махины встал Зальцман.
За месяц перестроить завод на выпуск новой машины — такая задача считалась невыполнимой.
Не скрывал этого и сам Зальцман.
На первом собрании перед заводчанами он заявил:
Задача, которая поставлена сейчас, не имеет себе равных. В ЦК партии мне так и сказали: “Да, технически невозможно. Но Родине это нужно, и вы должны это сделать”.
Наладив производство тяжёлых танков КВ (Кэ-Вэ), Зальцман отправился в Нижний Тагил, где с так же успешно перестроил работу местного завода на выпуск танков Т-34.
Возвратившись в Челябинск уже в должности Народного комиссара танковой промышленности СССР, Зальцман наладил там производство танков ИС-2. (И-Эс-2)
Под девизом «Станок – оружие, участок – поле боя» рабочие бригады сделали невозможное, выпустив за годы войны 18 тысяч танков и самоходных артиллерийских установок, а также 45 тысяч танковых двигателей.
Это были годы каторжного труда рабочих, собиравших танки на пределе человеческих возможностей – они не покидали завод неделями, а порой собирали двигатели даже за стенами цехов, зимой, на сорокаградусном морозе.
Успехи Зальцмана часто вызывали непрязнь со стороны других высокопоставленных советских чиновников. Выслушивать упреки и доносы в адрес Зальцмана Сталину приходилось весьма часто, но каждый из них он подытоживал словами:
«Вы забыли добавить еще один недостаток – Зальцман умеет делать танки».
По окончании войны «Король танков», генерал-майор инженерно-танковых войск Исаак Зальцман был оставлен в Челябинске для перестройки завода на производство тракторов.
Стране нужно было восстанавливать сельское хозяйство, и с заводов вновь стали требовать продукцию, словно в военное время. Рабочие Зальцмана, отдавшие все силы войне, с поставленными планами не справлялись и все громче и громче высказывали недовольство.
Зальцман как мог решал текущие проблемы работников, связанные с жильем, одеждой, отдыхом и питанием. Но он стоял во главе семидесяти-пяти-тысячного коллектива и помочь каждому был просто не в состоянии.
Комиссия партийного контроля в Москве поставит в список прегрешений Зальцмана и «зазнайство» по отношению к рабочим, и «политически бесчестные связи» с Еврейским антифашистским комитетом. Обвинений было более чем достаточно, но инициированы они были, конечно же, не жалобами рабочих.
Набирало обороты так называемое Ленинградское дело и от Зальцмана хотели добиться показаний против некоторых высокопоставленных партийных руководителей. Но он отказался. Исключение из партии для таких несговорчивых, как известно, было лишь первой ступенью в бездну. Дальнейшая его судьба зависела только от Сталина.
По легенде Сталин, раздумывая над судьбой Зальцмана, спросил: А кем он начинал? Узнав, что мастером смены, Сталин распорядился: Ну и пошлите его куда-нибудь мастером на завод.
В Муроме, куда Зальцмана отправили в ссылку, он пришелся ко двору новому коллективу и продолжал активно работать. Имея отличное чувство юмора, опальный Исаак Моисеевич любил приходить в выходной день в парадной форме в ресторан и заказывать три стопки по сто грамм: за Героя Зальцмана, за генерала Зальцмана и за наркома Зальцмана.
В 1955-м году Исаак Зальцман был реабилитирован и вернулся в Ленинград на должность директора механического завода.
На пенсию Исаак Моисеевич вышел лишь за два года до своей смерти в 1988 году.
Говорят, все это время он мечтал вновь побывать в Челябинске, но ехать частным порядком не хотел и ждал приглашения от завода, но так и не дождался.
По материалам seminon600