Skip to content

Борис Вейнберг — за столетие до Гиперлупа

Общественным транспортом будущего часто называют магнитоплан. Это поезд на магнитной подушке, способный  перемещаться со скоростью самолета от 500 до 800 километров в час, не соприкасаясь с рельсом. Сегодня его уже можно встретить в Японии, Германии и Китае.

Магнитоплан изобрел русский ученый Борис Вейнберг.

В 1909 молодой ученый приехал в Томск, чтобы занять занять должность профессора кафедры физики Томского технологического института. Под его руководством в Томске заработал второй в Российской империи аэродинамическй кружок, изучающий новую сферу инженерной мысли- воздухоплавание. В работе кружка участвовали будущие создатели вертолетов Николай Камов и Михаил Миль, были налажены контакты с братьями Райт, и французским авиатором Блерио.

Работа с магнитами и опыт создания планеров натолкнула Вейнберга на мысль о создании магнитной дороги. Идея создания поезда, двигающегося за счет магнитных полей, витала в воздухе еще в начале 20-го века, но реализовать ее на практике никто не решался.

Первым эксперименты с моделью «летающего поезда» Вейнберг начал в 1911 году.

Посредине комнаты находилось кольцо из толстой медной трубы, свернутой в кольцо диаметром 5 метров. В нескольких местах на трубе были надеты катушки из изолированной проволоки, а на трубе были помещены большие электромагниты. Воздух из трубы пока не выкачивался. Запускаемый туда вагончик весом около десяти килограммов легко подхватывался электромагнитами и продолжал полет по кругу, не касаясь ее стенок.

Полученный опыт моделирования Вейнберг положил в основу проекта поезда на электромагнитном подвесе.  Для значительного увеличения скорости требовалось устранить сопротивление среды и силу трения о путь. В проекте, вагоны должны были двигаться в специально построенной трубе, из которой выкачивался весь воздух. Снаружи трубы устанавливались мощные электромагниты, обеспечивающие притяжение вагонов, одновременно не давая им упасть. Вагон представлял собой  одноместную сигарообразную капсулу длиной два с половиной метра. Помимо лежащего внутри пассажира там был запас кислорода, аппараты для поглощения углекислоты и освещение. Наверху и внизу вагона располагались колеса, в случае проблем с силой притяжения вагон просто вставал  на них и катился дальше. Ожидаемая скорость вагона могла достигать тысячи километров в час.

По расчетам Вейнберга, пропускная способность пути составляла бы 15 тысяч пассажиров или 10 тысяч тонн в сутки в одном направлении.

В 1914 году Вейнберг начинает активно рекламировать свой проект. С  циклом лекций под названием «Движение без трения» он побывал в Ачинске, Канске, Томске, Иркутске, Семипалатинске, Красноярске и Санкт-Петербурге.

Проект почти на столетие опередил технические возможности своего века, вызвав большой интерес как в России, так и на Западе. В 1914 году в Сибирь приехали американские киношники. Их фильм «Сибирское чудо» рассказывал о профессоре Вейнберге и его уникальном «сибирском магнитоплане».

Как и многие русские ученые, Вейнберг не запатентовал свое изобретение. Спустя почти столетие его беспрепятственно реализуют на практике в Японии.

Борис Вейнберг всю оставшуюся жизнь продолжал заниматься наукой. Он также  остался в истории  как геофизик и исследователей ледников. Последней работой Вейнберга стал расчет движения тяжелой техники по льду Ладожского озера во время блокады Ленинграда. Благодаря этой работе в короткий срок была создана «Дорога Жизни», во время блокадных зим успешно связывавшая город с Большой землей

Борис Петрович Вейнберг умер от голода в своей ленинградской квартире 8 апреля 1942 года. Точное место его захоронения неизвестно до сих пор.

По материалам https://stimul.online/