Skip to content

По золингенскому образцу

Становление Златоуста как российского оружейного центра проходило стремительно. В нашей истории также, пожалуй, развивались только закрытые города, создававшие атомное оружие, где «год шел за десять». Ведь под стратегическую государственную задачу всегда находятся и ресурсы, и средства, и люди.

Необходимость в собственном оружии являлась предметом национальной безопасности, что подтвердили наполеоновские войны, расстроившие закупку оружия в Европе.

Идея современной отечественной оружейной фабрики возникла еще при Павле Первом, но воплотил решение в жизнь его преемник – сын Александр Первый. Выбор пал на Златоуст, здесь уже было освоено качественное сталеварение, необходимое для клинкового дела. Кроме того, в немецкие оружейные города, Золинген и Клингенталь проникали слухи, что новая оружейная фабрика в России затевается по инициативе императора, а уехавшие по контракту немецкие оружейники были встречены на Урале чрезвычайно хорошо.

В апреле 1812 года Александр I утвердил проект условий найма иностранных мастеров для Оружейной фабрики. В 1813 году в Золинген приедет и представитель, наделенный самыми широкими полномочиями и разрешением не скупиться на расходы и привилегии, которые на родине приглашенным мастерам и не снились.

В 1814 году в Санкт-Петербург прибыла первая группа мастеров. Вскоре и Златоуст встречал первых 114 золингенцев.

Оружейная фабрика заработала через полтора года – в декабре 1815-го. Немецкие оружейники работали в наспех оборудованных мастерских, разбросанных по всему заводу — как эвакуированные на Урал в Отечественную войну военные заводы. Отдельные цеха вступили в строй только в конце 1816 года, и уже на 1817 год фабрика получила первый производственный годовой план – заказ на тридцать тысяч изделий.

Среди немецких контрактников  были специалисты разного профессионального мастерства и творческого достоинства, однако, общий их уровень был чрезвычайно высок.

Самыми известными мастерами были Даниил Вольферц и два его сына, Даниил и Карл. Их фамилия по-русски звучит  как «волчок», поэтому мастеров уважительно называли «волчковым трио». Вольферц-старший считался лучшим клинковым кузнецом у себя на родине, а его мастеровая династия уходила корнями в глубокое средневековье. Вольферц-старший ковал клинки по самым важным заказам – для самого императора, для его высоких гостей, в том числе государей других стран, и для подарков родственникам императора и высшим сановникам. Со временем он стал числиться и «браковщиком украшенного оружия», объединив в своем лице целый отдел технического контроля. Над украшенным оружием трудились и его сыновья, причем младший, Карл, в 1830-х годах направлялся легендарным Аносовым за рубеж – для изучения техники изготовления сварного булата по местному секрету.

Золингенцами была заложена златоуствовская школа создания украшенного оружия. Эта крайне деликатная и творческая работа, сопряженная с точностью и изяществом рисунка, качеством вытравки и позолотой, требовала совершенно особого и разностороннего мастерства. Но это уже совсем другая история.

По материалам А.П. Моисеева