Skip to content

Мотоцикл «Урал»

Тяжелый мотоцикл Урал, его знают не только в России. Ценители мототехники по всему миру без ума от него — за старый  армейский аскетизм, за полное равнодушие к качеству дорог и сервису, за нежелание жить в ногу со временем. Он как бы выломился из временного потока, оставшись при этом самим собой.

В 1939 году руководство СССР приняло решение о производстве тяжелых мотоциклов для Красной армии. В качестве аналога был выбран мотоцикл BMW модели R-71. Лицензию и чертежи для его производства передала немецкая сторона. В 1941 году в Москве сошёл с конвейера первый опытный образец военного мотоцикла. Представленный Сталину образец получил добро, так началось массовой производство модели, получившей название М-72

С началом Войны московский завод был эвакуирован в Ирбит. И спустя всего три месяца — 25 февраля 1942 года — на новом месте была выпущена первая партия машин.

Первые ирбитские мотоциклы мало отличались от своего немецкого прототипа — тот же двухцилиндровый двигатель объемом 746 кубических сантиметров мощностью в 22 лошадиные силы. Мотоцикл преодолевал любое бездорожье. Появившиеся изменения, были продиктованы условиями производства и эксплуатации машин: на М-72 спицы колёс стали толще, бензобак вмещал не 14 литров бензина, как у немецкого прототипа, а 22.

В 1955 году ирбитский завод переключился на выпуск гражданских моделей. Первой была М-72М.

Это была настоящая рабочая лошадка. В деревнях, малых городах этот мотоцикл в прямом смысле выполнял функцию лошади — перевезти копну сена или мешки с картошкой — пожалуйста, на рыбалку — легко. Он вёз куда угодно!

Название «Урал» мотоцикл получил только в 1961 году с началом выпуска модели М-62. Тогда же развернулось его широкосерийное производство.

В 1975 году завод выпустил миллионный мотоцикл, в 1985-м -двухмиллионный, а в 1993-м —  трёхмиллионный.

Мотоцикл завоевал поистине всенародную любовь и за годы производства неоднократно попадал в книгу рекордов Гиннеса

Сегодня  мотоцикл «Урал» — легенда. На заводе работают около 150 человек а продажи почти целиком идут за рубеж. На внутренний рынок России поступает не более 5% машин — мотоцикл недёшев из-за использования импортных комплектующих. Современный «Урал» давно перестал быть ретро­мотоциклом, а стал лишь стили­зацией под ретро. Впрочем, как показывают объёмы зарубежных продаж, стилизацией более чем удачной.

Основными рынками сбыта для завода являются Соединенные Штаты и страны Евросоюза. В этих странах работают десятки дилерских центров. Несмотря на высокую стоимость, мотоциклы охотно раскупают. Ирбитские «Уралы» пользуются спросом и хорошо продаются также в Австралии, Канаде, Китае, Японии и в странах Африки.

«Урал» сегодня выпускают малыми сериями до ста  штук в месяц. Это — мелкосерийное ручное производство высокого качества — эксклюзив!

По материалам МЕХАНИК