Skip to content

Гитара «Урал»

Когда говорят о советских электрогитарах, то всегда вспоминают «Урал». Эта гитара была самой массовой: его произвели больше двухсот  тысяч штук.

Свердловская фирма «Урал» и по названию, и по основному назначению была фабрикой клавишных инструментов. Гитары здесь начали делать только в 1969 году. Сначала это были реплики ленинградской гитары «Ритм-Соло»,  получившей название «Тоника».  Затем предприятию поставили задачу к 30-летию Победы и в честь 25-го съезда Коммунистической партии наладить выпуск нового вида электрогитары

Опыта проектирования гитар на фабрике «Урал» не было, и было решено  сделать то, что потом назовут «обратным инжинирингом» — то есть скопировать какой-то зарубежный образец.

Закупленные Свердловской железной дорогой электрогитары японской фирмы «Ямаха»  привезли на фабрику, дали конструкторам и сказали: «Разберите, разберитесь и сделайте похожее»

Сегодня никого из людей, участвовавших в запуске «Урала» уже нет в живых. Но воспоминаниям удалось установить имя главного создателя  Олега Холуева -мастера экспериментального участка внедрения новой продукции.  Чертежи для первого, сигнального, образца разрабатывал начальник конструкторского бюро Иван Козленко.

Задача была выполнена.  Точно в срок — в 1975 году фабрика выпустила первые 240 гитар.

Несмотря на принцип «обратного инжиниринга»,  «Урал» не стал копией «Ямахи»  даже визуально. Избегая явного плагиата, конструкторы «отзеркалили» корпус инструмента  по горизонтали. Это, кстати, пошло на пользу —  Урал получился красивее своей «мамы». Улучшилась и эргономика.

Хуже получилось со внутренним содержанием. У предприятия в 70-х годах  просто не было тех материалов и технологий, какие использовала Ямаха.

В производстве использовались фрезерные станки с мощными моторами, весом в несколько тонн, в то время как в остальном мире давно использовались специализированные фрезерные машинки.

Кроме того  для производства инструмента применялось неподходящее дерево — на шейку грифа вместо хорошего клёна  почему-то ставили бук, а для деки использовали ель. Для сравнения: у знаменитых американских электрогитар «Фендер» корпус сделан из ясеня или ольхи.

Проблемой также являлась электроника — она была очень примитивной

Электронику производил военный завод, находившийся в закрытом городе Снежинске. Звукосниматели и темброблоки приходили оттуда в готовом виде. Как-то повлиять на улучшение их параметров свердловчане не могли.

Не уральскими были и струны — они поставлялись ленинградским объединением «Светлана».  Струны вызывали наибольшие претензии к качеству звучания «Урала» и были реально плохи

«Струны были с плоской обмоткой и давали такой же плоский и однозначный звук»

— рассказал лидер екатеринбургской группы «Смысловые галлюцинации» Сергей Бобунец —

«Поэтому я как-то решил заняться доморощенным апгрейдом: снял обмотку у струн, а под обмоткой оказались рояльные струны, которые вообще не приспособлены для игры руками!»

Те же, кто менял ленинградские струны на более качественные, получали звук, который Александр Пантыкин , корифей уральского рока, сам поигравший на «Уралах» назвал чистым, прозрачным и неповторимым по тембру.

Миф от том, что музыка, играемая на «Урале»», автоматически становится тяжелым роком, потому что гитара невероятно тяжелая, также не соответствует действительности. На самом деле «Урал» весил всего три с половиной килограмма. Для сравнения: вес легендарного «Фендера стратокастера», сделанного из ольхи, — три и семь десятых килограмма, а не менее легендарный «Гибсон Лес Пол Кастом» весит аж 5 кг!

Увы, но в итоге получить по-настоящему крутой инструмент свердловчанам не удалось. Профессиональные музыканты, игравшие в ресторанах и многочисленных советских ВИА, предпочитали «Уралам» чехословацкие «Йоланы» и гэдээровские «Музимы», а группы, показываемые по телевидению, уже тогда обзаводились западными инструментами — «Гибсонами» и «Фендерами»

Однако «Урал» оказался настоящей находкой для различных музыкальных кружков при школах и Домах культуры, которых по стране были тысячи. Не являясь абсолютно лучшей гитарой, по совокупности признаков «Урал»оказался вне конкуренции. За двадцать с небольшим лет было выпущено  и продано более двухсот тысяч «Уралов». Примерно столько же реализовали за тот же период лучшие гитарные бренды Запада.

Распад Советского Союза стал концом и для гитары «Урал». В 1992 году фабрика стала собственностью коллектива и была преобразована в общество с ограниченной ответственностью. Коллектив решил сделать ставку на производство мебели. Гитары по инерции выпускались в малых количествах еще некоторое время, и в 1998 году их производство было прекращено. Позднее прекратило существование и сама фабрика.

«Урал» сегодня — давно уже не массовая электрогитара страны. Интерес к ней сохранился в основном у коллекционеров. Хотя есть и удивительные исключения.

В последние годы «Урал» добился того, о чем в советское время не мог даже мечтать — пробился на мировую сцену. На «Урале», например, играет басист джаз-квартета «Култрейн», который аккомпанирует аргентинской певице Карен Соуза. А гитарист знаменитой американской группы «Ред хот чилли пепперз» Джош Клингхофер  даже снялся с Уралом» в клипе «Монархия роз».

По материалам ОБЛГАЗЕТА.RU