Этот агрессивный звук можно услышать у Goldfrapp (Голд-фрапп), Rammstein (Рамштайн) , а также в культовой игровой франшизе Doom (Дум). Его источник — легендарный синтезатор Поливокс, созданный в СССР.
Схемотехнику синтезатора разработал молодой инженер свердловского предприятия Вектор Владимир Кузьмин в 1980 году. По его собственным словам, им двигало огромное желание разработать и выпустить устройство, которое можно было услышать только на зарубежных записях или видеть мельком у гастролирующих коллективов.
Надо отметить, в то время эра аналоговых инструментов подобного типа подходила к концу. Уже был изобретён FM-синтез и совсем скоро свет увидит первый цифровой сэмплер.
Убедив начальство, что эксперимент того стоит, группа инженеров начала работу при ограниченном бюджете и отсутствии иностранных образцов. Чтобы изучить синтезаторные схемы, Владимир встречался на гастролирующими в Свердловске музыкантами с их Коргами, Роландами и Ямахами. Помогло знакомство со звукооператором группы «Поющие гитары» Юрием Запаловым, который тоже увлекался созданием синтезаторов.
Итогом работы стал Поливокс — четырехоктавный монофонический синтезатор.
Прибор был полностью аналоговым, в его конструкции было много необычного: от внешнего вида панели до внутреннего функционала — оригинальная архитектура на отечественной элементной базе, долговечная клавиатура, использующая герконы. На наклонной панели расположили все структурные элементы рабочей схемы. Внешний разработала жена Кузьмина, Олимпиада, черпавшая вдохновение в дизайне военных радиостанций.
Звучал синтезатор соответсвующе — контрастно, местами грязно, угрожающе и брутально. Причиной тому были свойства схемотехники, не позволявшие получить чистый звук. Этой конструктивной особенности еще предстоит сыграть свою роль в будущем.
Поливокс пошел в серийное производство в 1982 году на качканарском радиозаводе Форманта, было выпущено около двадцати пяти тысяч экземпляров Синтезатор даже получил бронзовую медаль ВДНХ. В 1990 году Поливокс сняли с производства. Аналоговый синтез заканчивал своё существование, во всём мире переходили на цифровые методы синтеза. Модель устарела и уже не пользовалась популярностью.
Спустя годы, Поливокс открыли заново. Начало положили музыканты групп Раммштайн и Франц Фердинанд. Вокалист шотландского коллектива в интервью русскому Rolling Stone заявил буквально следующее:
«О да, это обалденная штука! На пластинке Tonigh (Тунайт) мы немного увлеклись диско, и нам просто необходимо было подобрать адекватный звук клавишных. «Поливокс» куда интереснее «муга», «хэммонда» и прочих синтезаторов — мы буквально дрались за право взять на нем пару нот.»
Клавишник Раммштайн Кристиан Лоренц также в восторге от советского синтезатора и нередко экспериментирует с винтажным инструментом.
Еще один всплеск популярности Поливокса отмечался в 2016 году, когда синтезатор особо отметил создатель саундтрека в игре DOOM, Мик Гордон. В своём видеоподкасте о создании саундтрека к игре, Гордон не единожды раз вспоминает легендарный инструмент и демонстрирует его возможности. Так, на заднем плане в середине трека можно услышать, как Поливокс испускает жуткий, почти мучительный вопль.
На протяжении многих лет на профессиональных форумах кипят споры о достоинствах и недостатках Поливокса. Тем интереснее услышать мнение всемирно признанных создателей звукового синтеза:
«Дорогой Владимир, я услышал твой Поливокс, но я никогда его не видел. Я счастлив, что твой инструмент популярен снова. Поздравляю. Боб Муг.»
Инструмент оставил след в истории современной музыки, как средство создания широкой палитры уникальных звуков, глубокой проработки эффектов, качественных и интересных аранжировок. Синтезатор прожил несколько жизней, первую в советских ВИА, вторую в студиях одиозных музыкальных экспериментаторов и создателей мрачных динамичных саундтреков, третью он начинает сейчас, какой она будет – покажет время.
________________________________________
Треки:
1. Пример звучания синтезатора. там на выбор. в середине есть что-то похожее на мелодию
2. Раммштайн и Мерлин Мэнсон. О там мало слышно Поливокс. На выбор и усмотрение
3. ГолдФрапп — там много синтезатора. НО тоже на усмотрение
4. Дум — тоже на усмотрение
По материалам Музыка. История, открытия, мифы