Skip to content

Ефим Артамонов и его первый велосипед

В русской истории было немало неоцененных и не заслуженно забытых изобретений, которые получали признание лишь после того, как были повторно открыты и внедрены на Западе. К числу таковых относится и изобретение велосипеда русским крепостным мастером Ефимом Михеевичем Артамоновым. Его изобретение, сделанное в самом начале XIX века, как это часто бывает, оказалось не востребовано в России.

Ефим Артамонов родился в 1776 г., в семье  крепостного. Отец его строил  баржи, и  мальчик пошел по стопам отца и стал специалистом по работе с металлом. В 1790 году он был приписан к демидовскому Нижнетагильскому заводу, где готовили металлические крепления.

Годом создания велосипеда Артамонова или его прототипа считают 1800 год.

В истории сохранилась запись об этом событии:

«Холоп Ефимка сын Артамонов розгами бит за то, что в день Ильи пророка года 1800 ездил на диковинном самокате»

Происшествие имело место в Екатеринбурге, где Ефим, бегая на самокате, пугал встречных лошадей, которые на дыбы становились, на заборы кидались и увечья пешеходам чинили немалые.

Железный самокат Артамонова, сделанный на Нижнетагильском заводе, имел два колеса, причем переднее колесо было почти в три раза больше заднего. Колеса были скреплены изогнутой металлической рамой. Самокат приводился в движение ногами путем поочередного нажима на педали, которые крепились к переднему колесу. Так увидел свет первый прообраз привычного нам велосипеда.

Передвижение на таком самокате было нелегким делом. Из-за большого переднего колеса при спусках под уклон легко было опрокинуться через голову. А при подъемах в гору надо было жать педали изо всех сил, чтобы велосипед не пошел обратным ходом.

В 1801 году, согласно легенде, владелец завода Демидов послал Ефима в Москву, где была назначена коронация нового императора Александра Первого. Демидов хотел удивить государя уральскими изобретениями. Так состоялся первый в истории велопробег длиной около двух тысяч верст.

Изобретение Артамонова понравилось императору, мастеру пожаловали 25 рублей и дали вольную. Ефим Артамонов без происшествий  вернулся из Москвы в Нижний Тагил и начал совершенствовать свой самокат.

Пример Артамонова оказался заразительным. К лету 1802 года в Нижнем Тагиле было наделано много самокатов, на которых рабочие собирались по примеру Ефима Артамонова поехать в столицу. Однако приказчики расценили это как кражу хозяйского железа: велосипеды были конфискованы и переплавлены, а виновные биты кнутом. Сам Артамонов был отправлен в ссылку и вновь появился на родном заводе лишь в 1815 году.

Уже позднее, в 1818 году немецкий профессор барон Карл фон Дрез запатентовал первый двухколесный самокат. Самокат Дреза, в целом, выглядел как велосипед. Он включал руль и два колеса. Однако рама была деревянной, и конструкция не предполагала педалей. Изобретатель назвал свое устройство Лауф-машиной, то есть  машиной для бега, поскольку для приведения его в движение необходимо было отталкиваться ногами от земли.

В 1840-е годы шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан добавил к изобретению Дреза педали и седло, тем самым, создал велосипед, похожий на современный. Педали приводили в движение заднее колесо, с которым они соединялись металлическими стержнями, переднее колесо управлялось рулем.

В 1862 году лионский мастер Пьер Лалман, ничего не знавший об изобретении Макмиллана, оснастил самокат педалями на переднем колесе. Уже через два года в Лионе начался массовый выпуск велосипеда Лалмана.

В Россию велосипеды попали из Европы как иностранное изобретение.

По материалам https://ruvera.ru/