Skip to content

Егор Кузнецов — уральский Левша

Судьба уральского инженера Егора Григорьевича Кузнецова — это живое воплощение классического Левши. На его счету с десяток выдающихся изобретений.

Родился будущий механик в 1725 году в Нижнем Тагиле в семье крепостного кузнеца, который трудился на местном заводе. По его стопам пошёл и Егор Григорьевич. Долгое время он работал на Металлургической фабрике слесарем, там и  раскрылся как талантливый изобретатель.

Первым крупным изобретением стала водоотливная и рудо подъемная машина для шахт медного рудника. В ней мастер впервые использовал идею непрерывных ковшей, впоследствии  нашедшую применение в землечерпалках, экскаваторах и многоковшовых погрузчиках. Затем появились механические ножницы с водяным приводом для резки листового железа и пилозубная  машина для насечки зубьев в пилах.

Но самого большого успеха Егор Кузнецов достиг в «плющильном» то есть в листопрокатном  деле. Долгие годы он размышлял, как можно получить лист железа, не прибегая к мучительным операциям «выколотки» и «разглаживания». И вот в 1770 году впервые в России на Нижнетагильском заводе прокатали первый лист железа, а через четыре года был сконструирован листопрокатный стан непрерывного действия.

Это был грандиозный успех.  А ведь  автор передовых технологий ,  даже не знал  грамоту. К тому же мастера тяготила его крепостная неволя.  Но даже выдающиеся изобретения не давали ни малейшего шанса вырваться из нее.

В 1775 году  Егор Григорьевич завершил 20-летнюю работу над астрономическими часами. Уникальность  механики потребовала всех  практических знаний, навыков и умений мастера.

Часы показывали текущее время, включая секунды, долготу дня, движение солнца и луны, звездное небо, а также святых, соответствующих каждому дню по святцам. Играли шесть мелодий — по выбору или все поочередно, отбивали каждую четверть и каждый час. А механический мастер изображал работу в кричном цехе.

Вторым шедевром Егора Кузнецова стали музыкальные дрожки, — открытая конная коляска с местами для кучера и двух пассажиров. Встроенный орган из 15-ти труб приводился в действие от колеса и мог играть 22 мелодии.

Контроль пройденного пути осуществлялся верстомером — прообразом современного автомобильного одометра. С помощью сложной системы зубчатых передач измеритель расстояния был соединен с задним колесом, длина окружности которого составляла одну сажень. Один из шести циферблатов отмечал каждый оборот колеса, а остальные пройденный путь в десятках и сотнях сажен, в десятках и сотнях вёрст. О каждой оставшейся позади версте громким звоном извещали колокольчики.  Привычное нам десятичное представление величины пробега еще предстояло изобрести вместе с метрической системой мер.

В 1803 году  76-летний изобретатель отправился на своих дрожках в Москву, где в день коронации нового императора Александра Первого подарил их вдовствующей императрице Марие Федоровне — матери императора. Подарок поразил всю царствующую семью. В благодарность «по высочайшей воле» в 1804 году  Кузнецов вместе со всей семьей был освобожден, наконец,  от крепостной зависимости. Вольным человеком Егор Григорьевич прожил  недолго. Он скончался в 1805 году.

По материалам http://historyntagil.ru/