Судьба уральского инженера Егора Григорьевича Кузнецова — это живое воплощение классического Левши. На его счету с десяток выдающихся изобретений.
Родился будущий механик в 1725 году в Нижнем Тагиле в семье крепостного кузнеца, который трудился на местном заводе. По его стопам пошёл и Егор Григорьевич. Долгое время он работал на Металлургической фабрике слесарем, там и раскрылся как талантливый изобретатель.
Первым крупным изобретением стала водоотливная и рудо подъемная машина для шахт медного рудника. В ней мастер впервые использовал идею непрерывных ковшей, впоследствии нашедшую применение в землечерпалках, экскаваторах и многоковшовых погрузчиках. Затем появились механические ножницы с водяным приводом для резки листового железа и пилозубная машина для насечки зубьев в пилах.
Но самого большого успеха Егор Кузнецов достиг в «плющильном» то есть в листопрокатном деле. Долгие годы он размышлял, как можно получить лист железа, не прибегая к мучительным операциям «выколотки» и «разглаживания». И вот в 1770 году впервые в России на Нижнетагильском заводе прокатали первый лист железа, а через четыре года был сконструирован листопрокатный стан непрерывного действия.
Это был грандиозный успех. А ведь автор передовых технологий , даже не знал грамоту. К тому же мастера тяготила его крепостная неволя. Но даже выдающиеся изобретения не давали ни малейшего шанса вырваться из нее.
В 1775 году Егор Григорьевич завершил 20-летнюю работу над астрономическими часами. Уникальность механики потребовала всех практических знаний, навыков и умений мастера.
Часы показывали текущее время, включая секунды, долготу дня, движение солнца и луны, звездное небо, а также святых, соответствующих каждому дню по святцам. Играли шесть мелодий — по выбору или все поочередно, отбивали каждую четверть и каждый час. А механический мастер изображал работу в кричном цехе.
Вторым шедевром Егора Кузнецова стали музыкальные дрожки, — открытая конная коляска с местами для кучера и двух пассажиров. Встроенный орган из 15-ти труб приводился в действие от колеса и мог играть 22 мелодии.
Контроль пройденного пути осуществлялся верстомером — прообразом современного автомобильного одометра. С помощью сложной системы зубчатых передач измеритель расстояния был соединен с задним колесом, длина окружности которого составляла одну сажень. Один из шести циферблатов отмечал каждый оборот колеса, а остальные пройденный путь в десятках и сотнях сажен, в десятках и сотнях вёрст. О каждой оставшейся позади версте громким звоном извещали колокольчики. Привычное нам десятичное представление величины пробега еще предстояло изобрести вместе с метрической системой мер.
В 1803 году 76-летний изобретатель отправился на своих дрожках в Москву, где в день коронации нового императора Александра Первого подарил их вдовствующей императрице Марие Федоровне — матери императора. Подарок поразил всю царствующую семью. В благодарность «по высочайшей воле» в 1804 году Кузнецов вместе со всей семьей был освобожден, наконец, от крепостной зависимости. Вольным человеком Егор Григорьевич прожил недолго. Он скончался в 1805 году.
По материалам http://historyntagil.ru/