Skip to content

Владимир Трошин — спасти Подмосковные вечера

В мире немало песен, ставшими музыкальными символами стран и народов. В России этим символом  стала песня Подмосковные вечера.

В далеком уже 1956 году в ходе подготовки грандиозного массового мероприятия — Спартакиады народов СССР на студии документальных фильмов было принято решение снять хроникальную киноленту — репортаж о лёгкой атлетике в СССР. Для популяризации этого вида спорта авторы замыслили украсить фильм яркими песнями, звучавшие как музыкальные заставки. Написать музыку поручили знаменитому композитору, дважды лауреату Сталинской премии Василию Соловьеву-Седому, стихи написал автор замечательных песенных композиций Михаил Матусовский.

К работе именитые авторы отнеслись не слишком серьезно — они понимали что фильм будет проходным и не задержится на экранах. Когда наряду с ритмично-маршевыми композициями, возникла надобность в лирической песне, Соловьев-Седой вдруг вспомнил об одной мелодии, навеянной ему пару лет назад.  Автор тогда посчитал композицию, именованную «Ленинградскими вечерами», недостаточно удачной и отправил в стол.

Поэт Матусовский поменял название на «Подмосковные вечера» и наспех сочинил текст со словами «слышится и не слышится», «движется и не движется».

Спеть новую песню предложили Марку Бернесу. Однако популярный артист от предложения категорически отказался. Тогда пригласили молодого солиста Большого театра Евгения Кибкало. И снова неудача — академическое исполнение песни не понравилось ее создателям.

Спасти «Подмосковные вечера»  помогла счастливая случайность: композицию услышал актер МХАТа, наш земляк из Свердловской области,  Владимир Трошин.  Драматическому артисту и популярному эстрадному певцу  песня так понравилась, что он  уговорил  авторов доверить «Подмосковные вечера» ему.  Авторам же его мягкое и лиричное исполнение также пришлось по душе.

Художественный совет студии, утверждавший написанные к фильму песни, посчитал «Подмосковные вечера» скучной и невыразительной. Чиновники даже высказали Соловьеву-Седому  нелестные слова о надеждах на его талант и о не оправдавшихся ожиданиях. Песню, тем не менее, с натяжкой приняли, так как на сочинение другой композиции времени уже не оставалось.

Фильм вышел на экраны, но интереса  у зрителей он не вызвал. Песня, великолепно исполненная Трошиным и прозвучавшая на заднем плане, также оказалось незамеченной.  Вскоре кинолента о спортсменах отправилась в архив, а несчастливая композиция волшебным образом из Золушки стала превращаться в Принцессу.

В те времена было принято сохранять в фонде государственного радио песни из каждой киноленты. Владимира Трошина попросили приехать в студию Всесоюзного радио для записи радио-версий песен из кинофильма. Однако Подмосковных вечеров среди них не было. Актер сразу заявил, что без этой песни ничего записывать не будет.

Руководитель оркестра Всесоюзного радио Виктор Кнушевицкий сделал поистине гениальную аранжировку, украшенную хоровым вокализом, и песня с его легкой руки тут же вышла в эфир.

В радиокомитет огромным числом повалили письма слушателей  с просьбой поставить в эфир песню, название которой не запомнили, но в ней рассказывалось о речке из лунного серебра. Композицию повторяли снова и снова, а писем приходило все больше и больше.

Вскоре ни один радиоконцерт не проходил без «Подмосковных вечеров»,  по количеству заявок  песня быстро двигалась к рекорду. Это был большой успех, но пока ещё не слава, которая еще ожидала композицию.

Летом следующего 1957 года в Москве открылся Шестой Всемирный международный молодежный фестиваль, на котором «Подмосковные вечера» стали официальной песней мероприятия. Песня стала  музыкальным символом столицы нашего государства и самой узнаваемой у иностранных гостей советской мелодией.  А на конкурсе, проходившем в рамках фестиваля, композиция получила Первую премию и Большую Золотую медаль.

Триумфальному шествию «Подмосковных вечеров» по всему миру способствовал пианист Ван Клиберн, весной 1958 года ставший лауреатом Первого международного конкурса имени  Чайковского.  После блестящей победы выдающийся музыкант четыре раза приезжал в СССР с гастрольными концертами и каждый раз в его исполнении звучали «Подмосковные вечера».

CREATOR: gd-jpeg v1.0 (using IJG JPEG v80), quality = 80

За прошедшие десятилетия лирическая мелодия привлекала внимание музыкантов, работающих в самых разных жанрах.  Прекрасные аранжировки композиции были сделаны английским джазовым музыкантом Кенни Боллом, британской рок-группой «Deep Purple» (Дип Парпл), композиторами Джеймсом Ластом и Полем Мариа

Множество переложений песни зазвучали  на разных языках, среди которых английский, испанский, французский, итальянский, шведский, венгерский, китайский, японский, иврит и финский. Песню пели эстрадные исполнители от Тото Кутуньо до Михаила Шуфутинского.

Отметим, что по количеству исполнений мелодия «Подмосковные вечера» попала в Книгу рекордов Гиннесса. Этому способствовало использование первых тактов композиции в качестве позывных радиостанции «Маяк», звучащих сорок восемь раз в сутки.

По материалам https://soundtimes.ru/