Skip to content

Старик Букашкин — чудак, ставший легендой

Пожалуй, в каждом городе есть свои люди-легенды, люди-мифы, , чьи имена становятся нарицательными. Старик Букашкин, несомненно, попадет в шорт-лист екатеринбургских легенд, если кто-то составить такой рейтинг.

Будущий уральский панк-скоморох родился обычным ребенком по имени Женя Малахин в 1938 году в Иркутске. В Свердловск приехал в 1961 году молодым специалистом, выпускником института. Здесь и прожил всю оставшуюся жизнь, а на вопрос «откуда?» о своём происхождении так ответил в одном из своих стихов:

«Шар — из точки, Круг — из точки, Линия — из точки, А я — из Свердловска, точка!»

Свое творчество Евгений Малахин начинал под псевдонимом. Кашкин, после переименовался в Б.У. Кашкина или просто Букашкина – таким и запомнился.

В 1970-е годы  он экспериментировал с  фотографией, варил негативы, сегодня его работы экспонируются в разных музеях, где можно увидеть результаты различных экспериментов с фотоплёнкой.

Потом появились как жанр «морально-шинковательные» досочки – картины с текстом, выполненные на кухонных разделочных досках. Одна досочка – один сюжет, иногда как сегодняшние демотиваторы, иногда как агитационные плакаты былых времен, только более яркие и добрые.

Букашкин первым начал пропагандировать в Свердловске «современное народное искусство» — задолго до появления граффити занимался росписью бетонных заборов, трансформаторных будок и мусорных контейнеров. Он сформулировал свою шуточную «теорию помойки» — согласно которой любой мусор может рассматриваться как художественное произведение, получившееся наиболее естественным путем.

В итоге мрачные места, которые всегда хочется миновать как можно быстрее, стали выглядеть совершенно по-иному и вызывать как минимум  добрую улыбку на лицах прохожих.

В 1988 году старик Букашкин основал общество «Картинник», членом которого мог любой желающий – хоть на один перфоманс, хоть на несколько лет. В этом была особая новизна – картинка, это не просто нарисованное изображение, но часть целого мини-спектакля, непременно со стихами, пением или даже игрой на балалайке.

Участники общества  рисовали картины с текстами – на разделочных досках, на картоне, а потом раздавали их в центре города с шутками-прибаутками. Иногда во время этих акций Букашкин раздаривал свои мини-книжки – как напечатанные небольшими тиражами, так и самодельные, существующие в единственном экземпляре.

На рубеже 19990-х годов «Картинник» объехал с гастролями не только весь Урал, но и многие города бывшего СССР, раздарив по самым скромным подсчётам более пяти тысяч  разрисованных досочек, а 1991 году «Картинником»» был записан магнитофонный альбом «Поём & плачем». (Поём-and-плачем)

Настенная живопись старика Букашкина была доброй, мудрой и недолговечной. В 2005 году Евгений Малахин умер, перестав радовать и удивлять горожан новыми картинами и выступлениями, а старые рисунки постепенно смывались дождями и временем.

Зато остались многочисленные друзья старика Букашкина – и те, кто был соавтором его работ, и те, кто просто ценил его творчество.  В 2008 году по их инициативе и на общественных началах было официально создано Арт-движение «Старик Букашкин».

Усилиями активистов движения была создана Тропа Букашкина — своеобразный экскурсионный маршрут по уличной выставке картин на стенах и гаражах. Тропа Букашкина – небольшой проходной дворик между улицами Ленина, Московской и Шейнкмана, у дома, в котором жил Евгений Малахин. Здесь на старых гаражах сохранились оригинальные рисунки старика Букашкина. Активисты Арт-движения следят за их сохранностью, а также восстанавливают по фотографиям те росписи, которые не уцелели.

В 2008 году было проведено несколько акций по созданию Тропы, в которых участвовали известные екатеринбургские художники, студенты Архитектурной академии, жители дворов, где рисовались картины, и просто все желающие, кому близки идеи народного художника.

Старик Букашкин остался в нашей памяти одним из тех чудаков, усилиями которых жизнь становилась менее серой и более яркой.

Чтобы оценить по достоинству только на первый взгляд наивную картинку Старика Букашкина, вовсе не нужны усилия записных критиков, которые терпеливо объяснят, какой, оказывается, великий шедевр был создан очередной звездой стрит-арта. Небольшие наивные тексты, похожие на детские стишки, оказываются гораздо глубже, чем это может показаться на первый взгляд.

По материалам Наш Урал