Skip to content

Сигизмунд Войслав — за сто лет до Самотлора

Вечер 20 января 1879 года в Санкт-Петербурге выдался по-настоящему зимним.

В жарко натопленном актовом зале Императорского русского технического общества в тот вечер проходило заседание Первого химического отдела. Многочисленную аудиторию привлекло объявление о предстоящем сообщении горного инженера Уральского горнозаводского товарищества Сигизмунда Войслава на необычную для того времени тему: «Устройство закрытых нефтепроводов».

К тому моменты эта тема не была разработана ни учеными, ни инженерами. В России на Апшеронском полуострове в эксплуатации находился единственный нефтепровод протяженностью 8 верст, построенный иностранцами из американских материалов, и об использовании какого-либо отечественного опыта не могло идти и речи.

К слову сказать, американские ученые также не уделяли внимания теоретическим вопросам транспортировки нефти, хотя в США общая протяженность нефтепроводов уже достигала пятисот миль. Отношение же предпринимателей того времени к инженерной науке было и вовсе пренебрежительным.

Переворошив кипы американских газет и журналов, на основе представленных там обрывочных сведений, Войслав первым в мире сумел применить научный подход к проектированию, сооружению и эксплуатации нефтепроводов. Впервые была предложена схема закрытого трубопровода. Вместо перекачивания нефти из резервуара в резервуар на каждой станции перекачки, Войслав предложил перекачивать нефть по «закрытому» нефтепроводу «из насоса в насос» без промежуточных резервуаров.

Основываясь только на своих предположениях и используя методы высшей математики, он вывел формулу для гидравлического уклона – величины, связывающей потерю напора жидкости с длиной трубопровода. Впервые был выполнен гидравлический расчет, опирающийся на определение диаметра, начальное давление и пропускную способность трубопровода.

Кроме того, Войслав заложил основные положения механического и теплового расчетов нефтепроводов, для их безопасной эксплуатации в условиях экстремальных температур. Впервые в отечественной практике Сигизмунд Войслав определил последовательность и содержание этапов проектирования и строительства нефтепроводов, начиная с выбора трассы, материалов и оборудования. Будучи уверенным в перспективах магистральных трубопроводов, он впервые сформулировал основные условия эффективной эксплуатации нефтепровода длиной 100 верст и диаметром трубы 100 мм. Впервые в России и мире были определены теоретические, инженерные и экономические основы для создания и дальнейшего повсеместного развития трубопроводного транспорта.

К сожалению, судьба новаторских идей Сигизмуда Войслава оказалась незавидной. Его выводы и предложения по широкому развитию трубопроводного транспорта нефти не были по достоинству оценены российскими инженерами и промышленниками. На Апшеронском полуострове продолжалось строительство промысловых нефтепроводов небольшой протяженности, образцом которых стал трубопровод «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель». Никто из отечественных специалистов даже не стремился развивать смелые новации инженера Войслава. Сам же он, увлёкшись новыми проектами в области горного дела, больше никогда не возвращался трубопроводам.

Спустя несколько лет работы по расчетам трубопроводов продолжит инженер-механик Владимир Шухов. Он заложит основы теории гидравлического и прочностного расчета трубопроводов и получит заслуженную славу и признание. А имя горного инженера Сигизмунда Войслава, первого в России и мире теоретика трубопроводного транспорта нефти, постепенно исчезнет из памяти.

По материалам https://oilru.com/