«Кто не видел Шульца, тот не видел настоящего фейерверка приемов! Смел — до безумия. Силен — до нельзя. Быстр — до умопомрачения. Ловок — до невозможности. Латыш из Риги и бог легковесов».
— так говорили о Кристапе Вейланде-Шульце коллеги.
Кристап Вейланд родился в 1885 году в Латвии в крестьянской семье и с детства обладал огромной силой.
Первым видом спорта, которым он занялся, едва приехав на заработки в Ригу, было поднятие тяжестей. Но известный в те годы спортсмен Иван Романов, занимавшийся вместе с новичком, посоветовал ему поменять специализацию:
«Руки у тебя длинные, трудно тянут вес вверх. А для сильного борца у тебя все есть».
Вейланду тогда было 20 лет. Уже через год на турнире в Риге он завоевал свою первую борцовскую награду.
В начале ХХ века французская, а в современных терминах — классическая или греко-римская борьба была любимым зрелищем россиян. Турниры собирали толпы зрителей, а сильнейшие атлеты были популярнее, чем сегодняшние Андрей Аршавин и Николай Валуев. Легендарный Иван Поддубный был как раз представителем французской борьбы, где выступал в самой престижной, тяжелой, весовой категории.
Французскую борьбу тогда нередко называли цирковой. Турниры проходили в цирках, мягкое покрытие арены спасало борцов от ушибов и травм, а круглый цирковой амфитеатр был наиболее удобен для обозрения борцовских схваток.
У этого названия был и второй смысл: в начале ХХ века , задолго до появления рестлинга, борьба нередко действительно была «цирком» — тогдашние промоутеры заранее договаривались с соперниками, кто должен победить, и примерно расписывали ход поединка. Публика требовала эффектных номеров, и конечно же, их получала. Это были зрелищные спектакли: каждый из борцов выступал в своем амплуа – героя, комика, трагика, злодея.
Творческий псевдоним Щульц, ставший частью фамилии предложил Кристапу его работодатель — легендарный борец Георг Лурих.
Лурих был не только великим борцом, но и великим дельцом. Со своей собственной борцовской командой он разъезжал по городам Российской империи и в каждом из них устраивал «чемпионат мира».
Задолго до «Ласкового мая» Лурих додумался разбивать свою труппу на два-три состава, выступавших одновременно в разных городах, что прямо пропорционально увеличивало доход предприятия.
Кристап боролся с очень именитыми борцами: Иваном Поддубным, Иваном Заикиным, Иваном Лебедевым. Эти титаны борьбы считали его равным себе. Кристап Кристапович превосходил многих в технике, был сильнее и быстрее. Минусом был вес. Кристап Кристапович был на 30 килограмм легче соперников.
Кристап Вейланд-Шульц стал своеобразным секс-символом своего времени. В 1912-м и 1913-м годах он признавался победителем Международного конкурса по красоте и атлетическому совершенству фигуры «Мистер Европа». Говоря современным языком, становился чемпионом континента по бодибилдингу. Открытки с изображением Вейланда, «одетого» лишь в фиговый листок, пользовались бешеной популярностью у российских барышень.
После революции 1917 года молодое советское государство уделяет большое внимание культурному досугу трудящихся. В России впервые появляются государственные цирки.
Вейланд-Шульц остается в Советской России и устраивается на работу в Московский цирк борцом-профессионалом.
В 1925 году, завершив спортивную карьеру, он полностью посвящает себя цирковому искусству. В начале 1930-х годов Управление государственными цирками направляет его директором цирка в город Надеждинск, ныне город Серов Свердловской области. Затем руководителем Уралмашевского цирка Свердловска.
В годы войны цирк помогал расслабиться после изнурительных рабочих смен на производстве. Это хорошо понимали власти, и поэтому все цирковые борцы были забронированы от призыва в действующую армию.
В критический момент Великой Отечественной Войны Кристап Шульц пожертвовал свой пояс чемпиона мира, отделанный драгоценными камнями на нужды Красной Армии. Бриллиантовый пояс, по слухам – подарок иранского шаха, был оценён в стоимость танка. Боевую машину назвали «За Родину!», а Верховный главнокомандующий Иосиф Сталин правительственной телеграммой лично поблагодарил легендарного борца за заботу о судьбе Родины. Стоит отметить, что на взносы цирковых артистов была построена целая танковая колонна «Советский цирк».
Все послевоенные годы Кристап Кристапович посвятил тренерской работе в ДСО «Локомотив» Свердловской железной дороги.
Даже в столетнем возрасте он сохранял достойную физическую форму. Старожилы помнят, что он, сидя в коляске, часто появлялся в районе свердловских улиц Шевченко — Мамина-Сибиряка и в парке усадьбы Харитонова, одаривая детей медными пятаками, согнутыми буквой «П» пальцами одной руки. Кристап Кристапович Вейланд-Шульц умер на сто втором году жизни в 1987 году.
По материалам https://www.oblgazeta.ru/