Композитор, пианист, дирижер, продюсер, народный артист России – его регалии можно перечислять долго. Будущая легенда российского джаза, Анатолий Кролл родился в 1943 году в Челябинске, куда его семья была эвакуирована из Харькова.
Несмотря на бедную жизнь в челябинском бараке, в семье было пианино, а у Анатолия рано проявились музыкальные способности. В 4 года он начал извлекать первые ноты. Слушая радио, мальчик запоминал услышанные мелодии и затем воспроизводил их на пианино.
Абсолютный слух позволял безошибочно определять не только звучавшую ноту, но и любое их сочетание, в каком бы безумном порядке ноты ни звучали. В 6-7 лет он играл целые отрывки из оперетт Кальмана, которые обожала мама. Затем увлекся музыкой Цфасмана, часто звучавшей по радио.
К 9-ти годам освоил аккордеон и стал героем парков и скверов, его начали приглашать в различные молодежные компании и показывать всевозможным гастролерам-эстрадникам.
Профессиональная деятельность Кролла начинается в 1959 году в качестве пианиста и руководителя эстрадных ансамблей в Челябинской филармонии.
Свою первую славу он приобрел в неполные 18 лет, став самым молодым дирижером и музыкальным руководителем Государственного эстрадного оркестра Узбекистана.
С эстрадным оркестром Узбекистана состоялись и первые записи на грампластинки.
В 1963 году Кролл создает молодёжный джаз-оркестр при Тульской филармонии. За семь лет этот период оркестр превратился в настоящую кузницу джазовых кадров, а город Тула — в «негласную столицу джаза».
Оркестр притягивал внимание джазменов и любителей джаза со всего Советского Союза. Его гастрольные выступления проходили при битком набитых залах. В разное время в биг-бэнде Кролла играло множество джазовых музыкантов, а также, ставший впоследствии известным, шансонье Вилли Токарев.
Руководство оркестром Анатолий Кролл активно совмещал с деятельностью джазового пианиста и в 1967 г. со своим квартетом блестяще выступил первом в СССР международном джазовом фестивале в Таллине рядом с американскими, европейскими джазменами и всем цветом советского джаза.
Карьера Анатолия Кролла стремительно развивалась. В 1971 году он переезжает работать в московский «Росконцерт». В столице Кролл создает оркестр «Современник», который принимет участие в культурных событиях джазовой Москвы и всей России. Коллектив гастролирует по Западной Европе и странам СЭВ, дает концерты в Индии – не каждый коллектив мог похвастаться такой популярностью.
В разное время в джазовом оркестре работали многие известные музыканты. Именно с «Современником» Юрий Антонов записал свои первые пластинки. В оркестре начиналась сольная карьера певицы Ларисы Долиной.
В 1981 году режиссер Карен Шахназаров пригласил Анатолия Кролла поработать на кинокартине «Мы из джаза». Кролл не только напишет музыку к фильму, но и исполнит все фортепианные партии. Творческое сотрудничество с режиссером Шахназаровым переросло в многолетнюю дружбу. Последует участие в фильмах «Зимний вечер в Гаграх», «Американская дочь», «День полнолуния» и многих других фильмах Шахназарова, где зритель услышит игру на рояле в исполнении Анатолия Кролла.
В начале 90-х годов, российский джаз оказался в состоянии экономического развала. Джазмены уезжали на Запад в поисках лучшей доли, а неугомонный Анатолий Кролл, двинулся против ветра. Он находит спонсорскую поддержку и создает джаз-оркестр «МКС Биг Бэнд»,
Оркестр, объединил многих первоклассных джазовых музыкантов и солистов Москвы и стал, по мнению критиков, лучшим из всех, которые когда-либо возглавлял Кролл. Коллектив постоянно выступает на телевидении, звучит на радио, записывает компакт-диски.
В начале нового столетия Кролл решает возродить свою пианистическую деятельность. Его новая группа «Мы из джаза», где традиционно для себя играют молодые талантливые музыканты, становится участником множества фестивалей.
Когда тебе крепко за 70 — можно и остановиться, но это не про Кролла. В середине 2000-х, уже увенчанный званиями музыкант возглавил очередной биг-бэнд — на этот раз студенческий оркестр Российской академии музыки имени Гнесиных, известный как «Академик-Бэнд». В короткий срок этот оркестр стал не только лучшим молодёжным биг-бэндом страны, но смог на равных потягаться и с лучшими «взрослыми» джаз-оркестрами России. Во главе оркестрового класса Гнесинки прославленный бэндлидер продолжает дело своей жизни — готовит следующие поколения джазовых артистов.
По материалам Джаз.ру