Skip to content

Боб Кошелохов — легенда ленинградского андерграунда

Борис (Боб) Кошелохов — легенда ленинградского «неофициального» искусства. А его жизнь больше похожа на авантюрный роман

Будущий художник-авангардист родился в 1942 году в железнодорожной будке на станции Златоуст, он был старшим сыном  в многодетной семье.

В детстве мальчик многократно оттуда сбегал. Он забирался в угольные ящики под вагонами и колесил по стране, объясняя свое поведение страстью к свободе, а значит, к путешествиям.

Выбрая дальнейшее место жительства, ткнул пальцем в карту и попал в Ленинград, куда и приехал в 1962 году. Учился в мединституте, работал санитаром, водителем, художником по свету в цыганском театре, участвовал в геологических экспедициях.

Легендарного кафе «Сайгон» на Невском, 49, где Боб стал завсегдатаем, в те годы было центром притяжения разнообразной творческой публики, составлявшей причудливый микс из ученых, инженеров, философов, представителей богемы и просто лиц, считавших себя писателями и художниками. Также любили заведение воры и бандиты, местные пьянчуги и подпольные спекулянты драгоценными металлами и книгами.  Посещали «Сайгон» лидеры советского андеграунда, от Иосифа Бродского и Сергея Довлатова до Бориса Гребенщикова и Виктора Цоя.

В «Сайгоне» Кошелохов получил прозвище «Философ» — он любил вести беседы с посетителями, объясняя им природу вещей при помощи отрицания. Именно эта сократовская практика, позднее воспетая в фильме «Матрица», привела Кошелохова к важнейшему событию его жизни: встрече с учителем, художником Валерием Клеверовым.

Для начала он запретил ученику писать картины красками, процитировав слова Йозефа Бойса: «Каждый человек — художник, а художник не обязательно должен уметь что-то на чем-то пачкать. Главное — увидеть и удивиться».

С 1974 года Борис посещает выставки нонконформистского искусства занимается ассамбляжами. Следуя за трендами искусства конца 1950-х – 60-х годов, увидевшего реальный предмет как художественное средство, Кошелохов придумал «концепты» — композиции из найденных на свалке вещей.  Первым арт-объектом стал старый пень, другим — стойка от машинки Зингер.

Один из таких ассамбляжей Кошелохов соорудил в 1976 году, прикрепив к основе ночной горшок и над ним больничную утку. Произведение называлось «Восклицание».  Судьба его была вполне диссидентской. Боб оказался единственным художником, дошедшим со своей работой до Петропавловской крепости, где была организована неформальная выставка. Милиционеры, похватавшие остальных участников акции, которые несли с собой картины, пропустили Кошелохова, не отличив в нем художника. Позже, уже на месте, его все же задержали. По признаниям самого художника, он побывал в отделении милиции сотни раз.

Боб долгое время не имел мастерской, писал в комнате, на чердаке, на лестничных площадках. В 1977 году организовал группу молодых художников-неформалов «Летопись».
Кошелохов определил 3 постулата объединения: «Пишем душу на чем угодно и чем угодно», «Каждый нормальный человек — художник», «Вкалывать, вкалывать и вкалывать». Он пытался соединить экспрессионизм, фовизм и дадаизм в единое целое.

 

В 1978 году Кошелохов совершил поступок, превративший его фигуру в легенду. Он женился на итальянке из аристократической семьи по имени Лючиана Жиронда-Виральди и уехал жить в Италию. Он участвует в Венецианской биеннале, показывает свои работы в Риме, но через несколько лет возвращается в Ленинград к коммунальной жизни и квартирным выставкам. По его собственным словам, он решил не менять железную клетку на золотую.

Встреча с родиной была жесткой. Кошелохову с трудом удалось получить временную прописку, доказав свое право на жилье в коммуналке. Тогда же Боб Кошелохов стал одним из основателей и главным идеологом Товарищества Экспериментального Изобразительного Искусства.

В 80-х  Кошелохов начинает писать холсты больших размеров, используя художественный шпатель – мастихин – для придания изображению рельефности. В качестве подрамников служили найденные на мусорках рамы от кроватей, а роль холстов выполняли старые ковровые дорожки.
В 1990-е его выставки проходят в Ленинграде, Гданьске, Варшаве, Стокгольме, Амстердаме, Лионе, Париже, Гетеборге. Кошелохов — автор крупноформатных проектов «Куклы мира шествуют по миру» и «Святые грешники». Самый грандиозный проект художника «Два хайвэя», состоящий из нескольких тысяч листов компьютерной графики, рисунков и пастЭлей, частично был представлен на художественной ярмарке «Арт-Москва-2008».

Борис Кошелохов умер 11 июля 2021 года в Петербурге на 80-м году жизни.

Когда-то Боб открыл для себя девиз: «Наша свобода родилась раньше нас». С тех пор его творчество стало подтверждением этого тезиса.

Сегодня работы художника выставляются в Русском музее, в музеях Севастополя, Хабаровска, в Государственном музее Нюрнберга, в частных коллекциях и галереях во множестве стран. Картины были представлены на аукционах в Петербурге, Москве, Варшаве, Чикаго, в городах Бельгии и Германии.

Тем временем, в родном Златоусте творчество автора до сих пор остается неизвестным.

По материалам Киалим-пресс