Наверное, каждый из нас в детстве не смог пройти мимо творчества Павла Петровича Бажова. Сборник его сказов «Малахитовая шкатулка» читает уже которое поколение детей. Известно, что свои сказы Бажов не придумывал с нуля, а лишь литературно адаптировал слышанные им в детстве и юности местные былички и предания. Героев своих произведений он тоже в основном писал с натуры.
Практически каждый персонаж «Малахитовой шкатулки» имеет свой реальный исторический прототип. Не стал исключением и известный всем Данила-мастер. Тот самый, который, осиротев, учился камнерезному делу, долго корпел над чашей из малахита, а потом, в некотором смысле, заложил душу Хозяйке Медной горы, чтобы хотя бы одним глазком взглянуть на каменный цветок – «философский камень» уральских камнерезов. Его приключения описаны в сказах «Каменный цветок», «Горный мастер» и «Хрупкая веточка». А за образом самого знаменитого мастера-камнереза стоит биография известного уральского горщика Данилы Зверева.
Данила Кондратьевич Зверев родился в 1858 году в деревне Колташи, Свердовской области, в самом центре знаменитой самоцветной поломы Урала, протянувшейся к западу от города Реж. Он рано осиротел, и его воспитанием занимались дед с бабкой, старшие братья и сёстры. С детства был слаб здоровьем, часто болел, рос маленьким и худым.
В отличии от бажовского персонажа, Данила Зверев с малых начал постигать мастерство горщика, а не камнереза. Есть версия, что податься в горщики, он решил, чтобы «откосить» от армии. Его дед в молодости попал в солдаты, и вернувшись домой уже глубоким стариком, внушил Даниле, что солдатская служба – тяжкое наказание, которого лучше бы по возможности избежать. В то время горщиков в солдаты не забирали: специалисты в горном деле приносили казне хороший доход.
В отличие иных горщиков, полагавшихся на приметы и интуицию, Зверев больше доверял собственным знаниям, опыту и трудолюбию. Как только сходил снег, он уходил из деревни и целыми днями бродил по лесам, по берегам рек, в заповедных местах – искал редкие камни. Разведочные шурфы он не копал, предпочитая осматривать промоины на склонах оврагов, корни вывороченных ветром деревьев или просто перебирать отвалы, оставшиеся после добычи золота. Нередко поиски оканчивались успехом. Каждый раз, находя драгоценные камни, Зверев примечал, какие признаки указывают на их наличие.
Большинству старателей было свойственно сразу спускать всё, что они находили. Не таким был Зверев. Найденные камни он не разбазаривал, а сохранял до поры, чтобы при случае продать повыгоднее. Но богатства знаменитый мастер не нажил – деньги его не интересовали. Данилу увлекал сам поиск, очаровывала красота уральского камня и совсем не прельщала нажива. Он охотно помогал односельчанам, делился с нуждающимися. Современники вспоминали, как продав крупную партию камней в Екатеринбурге, Зверев вернулся в родную деревню с двумя возами пряников, которые раздал соседям.
Стоит ли говорить, что Хозяйку Медной горы Данила Зверев так и не встретил. Ведь на той самой Медной горе в окрестностях современного Полевского он ни разу не бывал. Вместо Хозяйки он повстречал академика Александра Ферсмана, который приехал в Колташи для изучения режевских месторождений. Эта встреча для Зверева стала почти такой же судьбоносной, как и для Данилы-мастера.
К 10-й Всемирной художественно-промышленной выставке в Париже решили изготовить карту Франции методом флорентийской мозаики. Ферсман пригласил Данилу Зверева подобрать камни для этой работы. На выставке карта имела большой успех и получила высшую награду. Ныне она хранится в музее Второй империи в городе Компьень.
После революции Зверев подрабатывал оценщиком драгоценных камней. Именно он поспособствовал передаче множества настоящих сокровищ в собственность государства – впоследствии многие камни и самоцветы, прошедшие через его руки, были переданы в музеи.
По материалам Горы. Камни. Люди