Skip to content

Амбротипы — космос фотографического мира

Амбротипия – забытая ныне технология ранней фотографии, впервые предложенная в 1851 году английским изобретателем Фредериком Арчером, в основе которой лежит мокро-коллодионный процесс.

В мире всего несколько десятков художников, работающих в этой области в эпоху цифровой фотографии. Один из них Алексей Серебряков из Челябинска.

В середине 19 века основной технологией фотографии была даггеротипия, в ее основе лежала засветка посеребренной пластины, покрытой светочувствительным слоем. Единственный экземпляр изображения получался зеркально отраженным, экспозиция занимала длительное время. Амбротипия радикально, до десятков секунд, сокращала время экспозиции, свежий снимок мог использоваться для прямой фотопечати, а полученному разрешению позавидовали бы многие современные цифровые камеры.

Технология дала жизнь жанру портретной фотографии, позволив запечатлеть людей в естественных позах.

Алексей берет тонкое стекло, обезжиривает, иначе все труды напрасны. По стеклу равномерно разливает коллодий – вязкую основу светочувствительного слоя. 20 секунд – и коллодий прилипает к стеклу. Затем будущую фотопластину несколько минут последовательно обрабатывает растворами солей серебра – для придания фоточувствительности. Затем мокрая пластина сразу же заряжается в кассету. На съемку у фотографа есть от двух до десяти минут, пока не засох коллодий.

Далее пластину проявляют, фиксируют, а затем покрывают изображение специальным лаком, для обеспечения сохранности. Полученный негатив переворачивают, устраняя зеркальность,  укладывают на черный бархат для получения позитивного изображения в отраженном свете, и фиксируют рамкой.

Мокрый коллодий не образует зернистости фотослоя, обеспечивая проработку мельчайших деталей изображения.

В таком состоянии фотография-амбротип может храниться веками, не  выцветая, как знакомая нам всем бумажная.

 

«Амбротипией активно использовали всего 20 лет, до начала 1870-х, после она была практически забыта, а её потенциал не был полностью раскрыт.

Я пытаюсь исследовать, о чём может рассказать амбротип. В плёночной фотографии испробовано практически всё, а в амбротипии есть ещё белые пятна»

– говорит художник.

Амбротипы — особый космос фотографического мира. Есть в них какая‑то мистичность, потусторонность, отстраненность от привычного мира.

Из-за просмотра через стекло с тыльной стороны фотопластины изображения кажутся объемными, с невероятной точностью выхватывающие мельчайшие детали текстуры объекта. Как будто изображенный на снимке человек сейчас моргнет, повернет голову и что‑то скажет.

Иногда кажется, что, оставшись наедине  с какой-то из этих фотографий в замкнутом пространстве, почувствуешь беспокойство и необъяснимое напряжение.

Но мгновение — и иллюзия рассеивается.

По материалам редакции радио Искатель