Skip to content

Прокудин-Горский и храмы Златоуста

Златоуст дореволюционный имел торжественный и величественный вид благодаря православным храмам, которые являлись архитектурными доминантами города. В XIX веке в Златоусте насчитывалось около 20 культовых сооружений.

Первые жители и строители Златоуста были православными христианами. Естественно, что первейшей их потребностью являлся храм. Считается, что первая церковь в Златоусте была построена в 1765 году, а предшествующая ей часовня четырьмя годами раньше. Первая часовня возвели во имя святителя Николая. Основатели завода Мосоловы очень почитали святого Николая Чудотворца и во всех своих заводах ставили храмы во имя его. В первой часовне, возведенной на Златоустовском заводе, хранилась привезенная ими из Тулы икона святого Николая. Первую церковь именовали то Никольской, то Трехсвятительской.

В 1774 году, вместе с заводскими цехами и жилыми постройками была разграблена и сожжена во время Пугачевского бунта. В 30-е годы ХХ века были варварски разрушены все соборы и часовни, кроме храма в Закаменке — в честь Святой Живоначальной Троицы. Сегодня он самый старейший в Златоусте. Ему 103 года.

Развитие компьютерных технологий обработки изображений позволило увидеть уникальные православные храмы Златоуста начала 20 века в цвете.

Гордостью старого Златоуста, утраченной в 1937 году, был Свято-Троицкий собор. Закладка собора состоялась в мае 1835 года. Строительство велось на добровольные пожертвования жителей города и средства казны. Свято-Троицкий собор был самым крупным в Уфимской губернии, рассчитан на 3000 человек. Пятиглавый храм с двумя приделами: Благовещения Пресвятой Богородицы и во имя благоверного князя Александра Невского располагался на площади перед Оружейной фабрикой. Четырёхстолпный пятикупольный храм с фасадами, украшенными шестиколонными портиками и пятиярусной колокольней со шпилем по красоте и убранству сравнивали с Исаакиевским собором в Санкт-Петербурге. Иконостас для собора был изготовлен художником Императорской академии художеств А. К. Малаховым. Рядом с собором была сооружена пятиярусная колокольня высотой 72,5 метра.

Великолепное созвездие российского зодчества запечатлел талантливый фотограф — Сергей Прокудин-Горский. Пионер цветной фотографии посетил наш город в 1909 году.

Прокудин–Горский разработал свой метод передачи цветного изображения, основанный на разделении цветов на три составляющие. Он снимал объекты 3 раза через красный, зеленый и синий фильтры. Получалось 3 черно-белых позитивных пластины. В результате их совмещения и проекции с помощью специального светового оборудования получались цветные изображения. Во время революции диапозитивы были вывезены из России. Свое новое рождение обрели в век цифровых технологий.

Благодаря наследию Прокудина-Горского, поражаешься обилию огромных красивейших соборов, церквей и часовен. Как видно на снимках, даже на окраинах Златоуста были возведены великолепные храмы.

По материалам М. Авдошиной