17 апреля, 2021

Автопробег Пекин-Париж

В 1907 году по инициативе французской газеты «Ле Матэн» был организован первый в мире автомобильный сверхмарафон из Пекина в Париж через территорию России.

Организаторы предложили стартовать не в Париже, а в Пекине, чтобы в столице Франции с триумфом встретить победителя.

Под N 1 в пробеге участвовал экипаж на автомобиле типа «Итала», специально подготовленном к длительным гонкам. Его масса в снаряженном состоянии составляла две тонны. Возглавлял экипаж 36-летний итальянский князь Боргезе в сопровождении механика Этторе Гуицарди и журналиста Луиджи Барзини. Благодаря которому мир узнал о подробностях сверхмарафона.

Голландию представлял автомобиль фирмы «Спайкер», весивший со снаряжением 1400 кг. Водитель-француз уговорил владельцев автомобильной компании в обмен на бесплатную рекламу предоставить ему машину для пробега. Его также сопровождал журналист.

Францию представляли два экипажа на автомобилях «Де Дион Бутон». Каждый из которых в снаряженном состоянии имел вес 1400 кг. Пятым в соревнованиях участвовал трицикл «Конталь», изготовленный во Франции и весивший с экипажем и вещами 700 кг.

Все названные экипажи с автомобилями до Шанхая доплыли пароходом, а до Пекина добирались уже своим ходом.

Утром 10 июня по новому стилю под звуки трубачей французского посольства колонна гонщиков отправилась в многодневный путь.

О пребывании двух французских автомобилей «Де Дион Бутон». Златоусте, стало известно благодаря книге «Гонка Пекин-Париж», журналиста парижской газеты «Ле Матэн» Жорж Кормье, сопровождавшего французов. Он писал:

спускаемся по скользкому спуску к Златоусту, главному городу округа Уфимской губернии. Мы впервые увидели этот маленький город освещенный лучами света. Это — восхитительная сцена. Множество маленьких деревянных домов находились на склоне, у подножия которого находится большое спокойное озеро. Перед въездом в город мы должны объехать вокруг озера по дороге у скалы. При въезде в город слева есть большая церковь, и немного далее, справа Арсенал, известная фабрика оружия, принадлежащая Российскому Имперскому правительству и чей сталеплавильный завод также известен. Этот город расположен в самом живописном, приятном и счастливом месте, которое мы пока видели.

Завершая свои впечатления об Урале, Кормье воскликул:

Ах! Галантный Урал, насколько красивый, такие роскошные Его места и изумительный вид, но как труден Он был для нас! Я прощаю это Ему, потому, что Он был знАком нашего возвращения в Европу, где мы вообразили, что найдем лучшие дороги, чем в Сибири. Какое разочарование и разочарование ждало нас…

Возможно, столетие спустя что-то изменилось?

По материалам С.Ю. Волокитина