3 июня, 2020

Сухопутный пароход Черепановых

Родиной российского паровоза является Нижний Тагил, а основными конструкторами «сухопутного парохода» — так в те годы называли паровоз —  считаются Ефим Алексеевич и его сын Мирон Ефимович Черепановы. Возможно, из-за поразительного сходства молва часто называла их «братья Черепановы».

Идею сухопутного парохода Черепановы подглядели в Англии. Владелец заводов Демидов, озабоченный падением спроса на уральское железо, отправил мастеровых за границу, чтобы те разведали секреты производства.

Однако британские промышленники сразу признали в русских механиках шпионов и на заводы, а уж тем более к чертежам не допустили.

В то время в Англии уже действовала первая железная дорога, построенная  Джорджем Стефенсоном в 1830 году.

Линия протяженностью около 40 километров соединяла Ливерпуль и Манчестер.

Паровозы Стефенсона повезли по ней первые грузы и первых пассажиров. Нигде в мире ни паровозов ни железных дорог тогда еще не было.

Но Черепановым было достаточно только увидеть чудо техники — знаменитую «ракету» — так назывался паровоз Стефенсона — чтобы понять, что именно его не хватает российскому производству.

По возвращении в Россию уральские умельцы приступили к работе.

Поначалу изобретателей ждала неудача — котел паровоза плохо нагревался и не производил необходимого количества пара. Кроме того паровоз никак не хотел давать задний ход. Но русская смекалка победила технические трудности. Черепановы увеличили количество дымогарных труб в котле, проблема нагрева была решена.

Движения задним ходом удалось добиться с помощью механизма состоящего из эксцентрического колеса. приводившего в движение паровые золотники — клапаны направления подачи пара в цилиндр.

В 1833 году первый паровоз построенный в России русскими инженерами из отечественных материалов был готов.

В августе 1834 года  он пошел по чугунным колёсапроводам — так тогда назывались рельсы, проложенным по полю от Выйского  завода до медного рудника. Длина пути составила чуть более 800 метров.

 

Паровоз весил две половиной  тонны. Он мог перевозить три тонны руды со скоростью 15 километров в час.

Машинистом паровоза был один из создателей Мирон Черепанов , а первыми пассажирами 40 смельчаков из толпы зевак.

Уже во время испытаний первого паровоза в разработке был второй,  который должен был стать больше и значительно мощнее.

 

Через полгода второй паровоз Черепановых был пущен по рельсам. Он тянул груз уже в 16 тонн со скоростью почти 16 километров в час.

Увы, но детища Черапановых постигла судьба многих российский инноваций .

Паровозы уральских изобретателей не нашли себе достойного применения. Подрядчики конного извоза не желали терять свой доход. И вскоре по рельсам, проложенным Черепановыми для сухопутных пароходов, вагоны с рудой стали таскать лошади.

 

Известие о строительстве первой в России железной дороги под Петербургом Черепановы переживали тяжело.

Ведь прокладывать рельсы Империя пригласила иностранных инженеров, а  паровозы покупались в Англии и Бельгии.

Чтобы обратить внимание на отечественный паровоз, Черепановы построили его модель для промышленной выставки  в Петербурге. Но заинтересовать своим изобретением там никого не смогли.

Эта модель хранится в музее железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге.  По ней и по сохранившимся чертежам   в 1949 году была изготовлена точная копия первого российского паровоза, которая сейчас стоит  недалеко от вокзала в Екатеринбурге.

По материалам http://perevalnext.ru/