Skip to content

Кундравинский бог

«Чёрен, как кундравинский Бог» — так звучит уральская поговорка. Объяснение ей дал шадринский лексикограф, историк и фольклорист Владимир Павлович Бирюков в своей книге «Урал в его живом слове». «В селе Кундравы, теперь районном центре Челябинской области, до революции в местной церкви стояло вырезанное из дерева изображение святого, почерневшее от времени и своим видом пугавшее суеверных людей».

Слова ученого подтверждают и детские воспоминания жительницы Миасса, опубликованные в газете «Миасский рабочий» в 50-х гг. XX века: «Это был одновременно и человек, и идол, и божество. Он сидел в задумчивости, подперевшись рукой, и глаза его выражали скорбь и печаль по человечеству, спасти которое он был призван и по вине и за грехи которого мученически погиб. Величиной этот бог был в три человеческих роста. Из одежды на нем имелась лишь набедренная повязка, и раскрашен он был в неистовых сине-красных тонах.…».

Сейчас вид деревянной фигуры Христа уже не вызывает столь гнетущие ощущения, т.к. ее первоначальный облик был восстановлен при реставрационных работах.

История скульптуры «Кундравинский Бог» такова: она была изготовлена в начале XIX века отставным солдатом Степаном Лазаревым из станицы Степная Троицкого уезда Оренбургской губернии из цельного куска кедрового дерева около полуметра в диаметре. Местный священник станицы отказался поместить скульптуру в церковь в связи с запретами идолопоклонства, а также с ассоциациями со скульптурами католиков. Позднее наследники Степана Лазарева продали скульптуру «Иисус в темнице» Агафье Андреевне Дмитриевой, которая перевезла ее в Кундравинскую станицу, где хранила дома 10 лет, а потом передала в местную церковь (поэтому скульптура изначально получила название «Агафьин Бог»). В 1930-х годах «Кундравинского Бога» перевезли в Миасский краеведческий музей, а в 1959 году – в Челябинский, где с 2007 года по 2013 год скульптура была на реставрации. В настоящее время она находится в фондах Государственного исторического музея Южного Урала.

По материалам Велитченко В.В.