Skip to content

Синематограф в Челябинске

При всем современном стремлении идеализировать дореволюционную Россию назвать Челябинск начала XX века культурным городом никак нельзя.

Тогда здесь крутились большие деньги, была таможня, всероссийские хлебная и чайная биржи, через город пролегала единственная в стране дорога в богатую Сибирь, но общий уровень жителей оставлял желать лучшего.

Если у малочисленной городской элиты была возможность собираться в Общественном собрании, то простым обывателям, кроме пивнушки, податься было совершенно некуда.

Изредка их баловали ярмарками, балаганами и цирковыми трюками на Южной площади  да привозили совсем уж низкопробные развлечения, такие как демонстрации великанов.

И тут в город пришло кино! Городском саду Общественного собрания, ныне горсаду имени Пушкина появился  полноценный кинотеатр Грезы — образец провинциального деревянного модерна.

Кино объединило все сословия: в одном зале можно было видеть и разнорабочих, и крестьян, и состоятельных чиновников, и купцов. В городе начался настоящий кинобум, так называемые «электротеатры» росли как грибы.

В 1909‑м году открылись три кинотеатра , здания которых сохранились и сегодня: «Люкс», построенный городским головой Бейвелем, сегодня это кинотеатр Знамя на Кирова, 112, «Модерн» , на улице Карла Маркса, 68 и  «Синематограф» на Кирова, 88.

На 60‑тысячный Челябинск приходилось около пятнадцати  кинотеатров, и на каждый сеанс собиралась толпа.

Кино в Челябинске было единственным местом знакомства для молодёжи: обучение для юношей и девушек  тогда было раздельным, а на улице к приличной девице просто так не подойдешь. То ли дело завязать беседу после сеанса!

Билеты были недорогими: от десяти копеек для детей до одного рубля для любителей вип-лож. Для сравнения, пуд соли в это время стоил 80 копеек.

Фильм в то время был женского рода — «фильма», и измерялся не минутами, а метрами, так как механик мог ручку  проектора крутить с разной скоростью.

Кино было немым, а в зале сидел пианист и играл музыкальное сопровождение

Не пуганый арт-хаусом челябинский зритель полюбил в основном сомнительные мелодрамы, которым продюсеры и прокатчики давали самые душераздирающие названия: «Казнённые жизнью, или Вторая молодость», «Цепь скорби и страданий», «Отверженная маникюрша», «Невольники любви», «Жажда мести на почве ревности», и даже «Невинно-падшие белые рабыни».

Так же безумно популярными были комедии: «Приключения почтово‑телеграфного чиновника Кукиша», похождения бесчисленных холостяков, женихов и разных лузеров.

Но самым настоящим хитом стал детективный сериал о Соньке Золотой ручке, принёсший создателям баснословные барыши. В Челябинск его привозили не один раз раз.

Нет никаких сомнений, что сегодня практически все эти художественные произведения не получили бы прокатного удостоверения министерства культуры. Но сто лет назад у Империи было другое представление о духовных скрепах.

По материалам http://www.missiya.info/