Бэнкси – загадочный английский граффитист. Его рисунки, выполненные трафаретным способом – это всегда символические высказывания, по социальным проблемам.
Среди них — пороки общества потребления, безвинные жертвы войн, глобальное потепление и многое другое. Бэнкси сделал то, что ранее не удавалось ни одному стрит-арт художнику – вывел граффити на уровень искусства.
Его первые работы появились на улицах Бристоля в конце 90-х годов, и с тех пор никто так и не узнал, кто именно скрывается за псевдонимом. У него нет авторских прав на свои работы, анонимность стала неотъемлемой частью образа художника.
Работы Бэнкси, обнажают самые острые социальные «язвы»: нечестную политику, потребительство, вооруженные конфликты и столкновения.
В 2015 году Бэнкси побывал в лагере беженцев «Джунгли» во французском городе Кале, откуда беженцы стремятся перебраться в Великобританию.
Так на стене рядом с палатками появился Стив Джобс, создатель Apple. В своей черной водолазке, с мешком за спиной, держа в руке старую модель знаменитого компьютера.
Какое отношение создатель гигантской корпорации имеет к проблеме миграции в Европе? Не каждый знает, что отец Стива Джобса перебрался в США из Сирии во второй половине 20 века.
Не менее пронзительно смотрится картина, оставленная на стене университета Сорбонны: респектабельный джентльмен угощает собаку косточкой. У собаки отсутствует лапа, с обрубка капает кровь, а джентльмен прячет за спиной ножовку. Так сильные заботятся о слабых за счет самих слабых.
Бэнкси отрицает капитализм и консюмеризм, однако сегодня его трафареты стоят шестизначные суммы. их активно скупают знаменитости — Анджелина Джоли, Брэд Питт, Кейт Мосс, Джуд Лоу, Кристина Агилера уже завели себе домашних Бэнкси. Много работ ушло также в неизвестные частные коллекции.
Но что такое современное искусство? Кому-то для восприятия нужно громкое имя художника. Кто-то видит, или думает, что видит, скрытый смысл в любом арт-объекте.
Бэнкси приготовил свой ответ на этот вопрос. 13 октября 2013 года в Центральном парке Нью-Йорка неприметный пожилой мужчина продавал по 60 долларов картонные постеры с работами Бэнкси. За полный рабочий день нанятый дедушка смог продать восемь картин трем покупателям, а вырученная сумма с учетом скидок составила 420 долларов.
На следующий день мир узнал, что распродажу устроил сам Бэнкси и в парке продавались подлинники, аукционной стоимостью до тридцати тысяч долларов.
5 октября 2018 года на аукционе Сотбис была продана авторская репродукция популярной работы Бэнкси «Девочка с воздушным шаром». Когда сумма достигла миллиона четырехсот тысяч долларов, запустился встроенный в массивную раму шредер, (читать через е, а не ё) и работа была разрезана на лоскуты прямо на глазах удивленной публики. На середине листа шредер остановился: так «Девочка с воздушным шаром» стала арт-объектом «Любовь в мусорной корзине» и подорожала почти вдвое.
В своем инстаграме художник написал, что он сам встроил механизм в раму картины, а видео с аукциона сопроводил цитатой русского анархиста Михаила Бакунина: «Стремление к уничтожению также является творческим побуждением».
В повседневной жизни мы часто слышим расхожую фразу, что добро должно вознаграждаться. Иногда это случается в реальности. Так на лондонском аукционе Кристис работа Бэнкси Game Changer (Гейм Чейджер), была недавно продана за рекордные для автора 23 миллиона долларов.
На картине, которую автор пожертвовал университетской больнице Саутгемптона — мальчик, играющий с фигуркой медсестры Красного Креста в плаще и маске, в то время как забытые фигурки супергероев Бэтмена и Человека-паука лежат в корзине.
Личность человека, стоящего за феноменом Бэнкси, на сегодняшний день остается нераскрытой. Принято лишь считать, что он родился в 1974 году в Бристоле.
Одна из версий приписывает авторство Бэнкси художнику-граффитисту Робину Каннингему, выпускнику публичной школы в Бристоле. Другая полагает, что Бэнкси это Роберт Дель Ная – музыкант группы Massive Attack (Массив Эттак). Сторонники третьей версии полают, что Бэнкси – плод коллективного творчества.
Кем бы не являлся Бэнкси, его анонимность – вынужденная мера. Как только маска неизвестности будет сорвана, его работы перестанут быть «голосом простых людей», а превратятся в одиночный пикет.
Как говорит сам Бэнкси:
«Если вы хотите что-то сказать, чтобы люди вас услышали, вам нужно быть в маске«.
По материалам https://bigpicture.ru/